Зависть – почти как муза: вдохновляет всех. Сначала философов: они попытались дать ей определение. Затем литераторов: зависть органично вплеталась в сюжеты их произведений. Позже всех подключились психологи: они стали выискать ее причины и делить на разновидности.
Впрочем, воз и ныне там: зависть была, есть и будет есть (а точнее – поедать) нас самих. Пока мы не научимся ею управлять.
Не будем долго задерживаться на том, кто и как трактовал зависть. Пожалуй, остановимся только на самом пафосном и экзотическом определении. Его дал французский литератор Антуан де Ламотт: "Зависть – невольная дань уважения, которую ничтожество платит достоинству".
А ведь это неплохой ответ тому, кто в следующий раз обратится к вам с восклицанием: "Знаешь, я так тебе завидую!". С большой долей вероятности этот человек перестанет вам завидовать и начнет ненавидеть.
Читайте, завидуйте!
Так оптимистично, как де Ламотт, зависть не оценивал больше никто. Ее считали грехом, причиной нервных заболеваний, чувством, разрушающим человека, недоброжелательством по отношению к благополучным, страданием от того, что проигрываешь в соревновании. Но заниматься "расчленением" зависти на составляющие люди стали только в начале ХХ века.
Тогда-то и выяснилось, что зависть состоит из нескольких последовательно сменяющих друг друга стадий.
Всё начинается с невинного сравнения себя с другими. В результате вдруг выясняется, что кто-то нас превосходит в определенной, значимой для нас области. Это вызывает чувство досады, огорчения, а то и унижения и осознания собственного поражения.
Что любопытно: чем незначительнее социальная дистанция между завистником и объектом зависти, тем эта ярче и острее проявляется зависть. Слишком большое различие в статусе, возрасте, достижениях редко вызывает бурные чувства. В самом деле: как-то сподручнее завидовать подруге, купившей новый мобильный телефон, нежели олигарху, приобретшему целую футбольную команду.
Теперь, когда семена зависти посеяны и проросли, они трансформируются в наше отношение к тому, кому мы завидуем. Первым делом рождается неприязнь к объекту зависти. Степень этой неприязни зависит от темперамента, воспитания и прочих сдерживающих факторов. На самых запущенных стадиях появляется желание причинить этому человеку вред или лишить его предмета превосходства.
Если бы зависть возникала при каждом сравнении себя с другими, мир был бы давно уничтожен завистниками – то есть, простите, всеми нами. Однако зависть появляется по поводу весьма ограниченного числа поводов.
Каждому по потребностям
Считается, что исходная точка зависти – неудовлетворенная потребность. То есть, нет нужды завидовать Монсеррат Кабалье, если не хочется стать оперной певицей. Или испытывать зависть по отношению к мужчинам, если нравится быть женщиной. Или завидовать сытым, когда совершенно не испытываешь голода.
Поэтому надо чуть подробнее остановиться на том, что представляют собой неудовлетворенные потребности.
При всем своем разнообразии, потребности легко делятся на базовые и все остальные.
Базовые
Они так или иначе связаны с выживанием. Если у нас всё в порядке с запасами пищи, воды, воздуха, со сном, жилищем и безопасностью, а также (и это немаловажно) с уважением хотя бы части окружающих – базовые потребности нас не беспокоят. В то же время неудовлетворенность базовых потребностей переживается достаточно тяжело. Сразу появляется жалость к себе: да что ж это такое – все пообедали, а я голодная как сирота? И чем более естественной мы считаем нашу потребность, тем сильнее звучит жалость к себе, обделенному: все выспались, одна я сижу и полночи доделываю работу, вот какое горе.
Но обратите внимание: наверняка в вашей жизни случались ситуации, когда базовая потребность оказывалась неудовлетворенной, а вы в это время не чувствовали ни малейшей зависти по отношению к более удачливым людям. Например, в каком-нибудь путешествии, проголодавшись и озябнув, но, глядя на окрестности исключительной красоты, вы даже и не думали завидовать тем, кто сидит сейчас перед телевизором, уткнувшись в тарелку с супом. Почему? Да просто вы находили в своем путешествии больший смысл, чем в созерцании волшебного телеящика дома. Точно так же и с потребностями: как только вы начинаете видеть смысл в собственных действиях и в текущей ситуации, жалость к себе куда-то испаряется, и до зависти дело не доходит.
Все остальные
Помимо базовых потребностей, есть и те, которые мы называли "все остальные". Такие, например, как желание иметь аудиосистему high-класса, стремление стать гендиректором небольшой, но доходной компании, мучительная невозможность стать длинноногой блондинкой и прочие невинные "хотелки". И вновь заколдованный круг, состоящий из желания, сравнения себя с другими не в свою пользу, жалости к себе и зависти. С одной лишь поправкой: такие желания навязываются обществом нереализованным людям. Потому что те, кто понимает себя и смысл своей деятельности, не испытывают жалости к себе (и, следовательно, зависти) на пути от желания к его исполнению.
Поэтому ответ на вопрос "Как перестать завидовать?" будет звучать жестко: перестать сравнивать себя с другими и заняться делом.
Впрочем, существуют более приятные и одновременно менее трудоемкие способы избавиться от зависти. Имя им – защитные механизмы психики. Их смысл – в том, чтобы дискредитировать для себя вожделенную цель или человека, которому завидуешь. Олигарх купил футбольный клуб? – зато от него жена ушла, ха-ха. Подруга нашла высокооплачиваемую работу? А я не хочу связываться с корпоративным рабством, я – свободный художник. Что ж, тоже позиция, позволяющая удачно маскировать свою зависть от окружающих и от себя. Правда, только на время...
По материалам www.medportal.ru .
Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!
Коментарі