Московский писатель Александр Громов по образованию инженер. “Технарь”, для которого стремление узнать “как оно все работает” — даже не философия, не мировоззрение, а почти религия. Наверное, поэтому он так любит эксперименты. Что будет, например, если наступит очередной ледниковый период (“Мягкая посадка”)? А если на Земле воцарится матриархат (“Тысяча и один день”, “Первый из могикан”)? А что, если Антарктида в один непрекрасный день вдруг возьмет и перенесется на экватор (“Антарктида online”, написанная в соавторстве с В. Васильевым)? Родной планетой фантаст не ограничивается, временами перенося действие в другие уголки космоса. Но всегда в основе сюжета — эксперимент: заданы непривычные условия, внутрь модели помещены люди в количестве N штук — и писатель-наблюдатель бесстрастно фиксирует, как они себя ведут. У читателя, правда, от этих “протоколов” по спине мурашки — ведут себя люди в заданных условиях не всегда этично, но всегда достоверно.
В новом романе местом проведения эксперимента является некая Плоскость. Это место-неизвестно-где, для нормальной человеческой жизни приспособленное слабо. Огромная пустыня с редкими оазисами и многочисленными ловушками, в которых можно насмерть замерзнуть, сгореть, задохнуться, утонуть или попросту кануть в никуда. Попавшего сюда человека встречает “помешавшаяся Природа, поминутно нарушающая свои собственные законы. Изолятор в дурдоме, где она чудит и бросается на стены, не в силах вырваться в реальный мир, — вот что такое Плоскость”. Выжить здесь — проблема. Хорошо, что решение этой проблемы частично берет на себя феодал — человек, который лучше других умеет замечать и обходить ловушки, а также обладает повышенным чувством ответственности, заставляющим встречать новичков и помогать осевшим в окрестных оазисах.
Хоть условия и не похожи на земные, проблемы и отношения узнаваемы. Стоит ли ежедневно рисковать и работать на износ, зная, что не получишь взамен даже благодарности, если можно вести спокойную, безопасную, пусть и скучноватую жизнь? Оправданы ли жертвы во имя светлого будущего, или лучше сохранить гуманное отношение к доверившимся тебе людям? Можно ли принимать решения за ближнего своего, если не уверен, будет ли твое решение оптимальным для него? Стоят ли поиски смысла жизни — самой жизни?
Впрочем, герой романа — феодал Фома — этими вопросами не задается. Философствовать ему некогда, да и чревато смертельной опасностью. Он просто действует, пытаясь схватить за бороду местного бога — Экспериментатора. И упорство его столь велико, что сам автор, не выдержав, примеряет одежды deus ex machina и жертвует жестокой лабораторной логикой во имя счастья своего героя…
Ольга Опанасенко
Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!
Коментарі