На их нехватку существует две типовые реакции: «какие дикие цены» и «какая у меня смешная зарплата». И если первая реакция, как правило, характерна для людей старшего поколения, большую часть своей жизни проведших при фиксированных ценах, то второй тип реакции – более современный. Так что, ринемся зарабатывать больше?
Вход – рубль, выход – два
Не надо быть гением, чтобы сообразить, как увеличить свои доходы. Ответ «воровать» не засчитывается. Так вот, существует три общеизвестных способа улучшить свое благосостояние: поменять место работы на более высокооплачиваемое, начать яростное движение по карьерной лестнице и, наконец, сменить профессию на более востребованную. Причем, все эти способы можно практиковать последовательно – что-нибудь да получится.
Охота на деньги связана с двумя жертвами. Во-первых, ей надо посвящать максимум своего времени. Идеальная ситуация – когда есть денег больше чем достаточно, но совершенно некогда их потратить. А во-вторых, охота на деньги требует увеличения степени персональной ответственности. В крупных компаниях это называется «профессиональный и личностный рост», который обычно влечет за собой нехватку времени, постоянный стресс, хроническую усталость, а то и синдром выгорания.
Впрочем, сейчас появляется определенный сегмент людей, сознательно отказывающихся от карьерного роста и связанного с ним перенапряжения. На западе это течение окрестили дауншифтингом.
Не карьеристы
Дауншифтинг возник как вполне закономерная реакция на ценности яппи, которые признавали высшей ценностью карьеру и социальный статус. Соответственно, все остальное приравнивалось к более или менее напрасной трате времени. Сегодня люди начали ценить не столько собственную значимость в глазах окружающих, сколько свой психологический комфорт, собственное здоровье, семейные радости. То есть, вещи, плохо совместимые с самоотверженным карьерным ростом.
Дауншифтинг – игра на понижение. Человек с вполне успешной карьерой и хорошими перспективами совершенно осознанно отказывается от продвижения по служебной лестнице, меняет работу на менее доходную, начинает работать на полставки или становится фрилансером. И делает это, конечно же, из идеологических соображений, которых может быть несколько:
Дауншифтинг ради себя. В определенный момент наступает понимание того, что 12 – 15 часов на рабочем месте – это, безусловно, очень развивает и дисциплинирует. Вот только работаешь ты все равно над чужими проектами, как бы близко к сердцу ты их ни принимал. А планы по собственному развитию так и остаются где-то на задворках.
Дауншифтинг ради семьи. Его выбирают все, кому кажется, что он слишком мало времени проводит с родными. Неважно – мужчина, не вылезающий из командировок, или (более традиционный вариант) женщина, решившая посвящать больше времени воспитанию детей.
Дауншифтинг ради здоровья. Этот вид ухода из большой карьеры можно назвать вынужденным: он практикуется лишь когда человек понимает, что еще чуть-чуть – и медстраховка и социальный пакет ему уже не пригодятся.
Специалисты по кадровому менеджменту очень неоднозначно относятся к этому явлению.
Считается, что к дауншифтингу больше остальных предрасположены те, кто неправильно выбрал профессию (например, под давлением семьи) или со временем понял, что занимается немного не своим делом. Но нельзя сбрасывать со счетов и возможность кризиса у истинного профессионала с характером нордическим, стойким.
Обычно такой кризис разражается у мужчин, перешагнувших сорокалетний рубеж и осознавших, что достигли всего возможного. А то, чего они не достигли, автоматически заносится в список «Невозможное». После чего у них резко снижается мотивация и заинтересованность в результатах работы.
Надрываться на работе без особого на то желания – тяжело. Но быть дауншифтером порой еще тяжелее. Работодателей, готовых продолжать сотрудничество на полставки, можно пересчитать по пальцам одной руки. Уставший и занятый поисками себя персонал вызывает настороженное отношение. А в случае, если опыт дауншифтинга окажется неудачным, возвращение в профессию может осложниться: работодателя придется убеждать в том, что подобных «срывов» у вас больше не случится.
Особенности национального дауншифтинга
Подавляющее большинство в нашей стране зарабатывает сейчас на то, чтобы обеспечить свои базовые потребности: платить за жилье, питание, одежду и отдых. И позволить себе скатиться по карьерной лестнице для них означает дорогу к нищете. Дауншифтинг становится возможен только тогда, когда у человека накапливаются какие-то «излишки».
Возьмем для примера Австралию, лидирующую в славном деле дауншифтинга. Австралийские энтузиасты, создавшие даже ассоциацию дауншифтеров, рассчитывают, что к 2015 году к ним примкнет половина населения континента. Пока что, по статистике, среди выбравших дауншифтинг 27% - с доходами менее 30 000 долларов в год, 25% - с доходами от 30000 до 60000. И что любопытно: австралийцы, чей уровень годового дохода превышает 60000 долларов, выбирают дауншифтинг реже всего. И неизвестно еще, что ими руководит: то ли, начиная с определенной планки, деньги начинают делать деньги, то ли дауншифтинг все-таки - выбор неуверенных в собственном успехе.
По материалам www.medportal.ru .
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии