Добрый доктор Лошадь: иппотерапия

В киевском Центре иппотерапии Елены Петрусевич лошади лечат тяжелобольных детей

23 января 2007, 11:19

Кто не знает, что общение с животными способно творить с больным человеком чудеса? Много сказано о терапии дельфинами, известно, что боль проходит, если на проблемном месте полежала кошка, излечивает от душевных болезней общение с собаками. Не новость, что психологический комфорт приносит и контакт с лошадьми. Но та терапия, которую проводит Елена Петрусевич, выкраивая время между спортивными тренировками, уникальна. 

Живой, горячий "тренажер"

Как оказалось, иппотерапия – это не просто "покататься на лошадке". Лошадиный шаг – длинный и плавный. При движении конь посылает наезднику от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту, которые вызывают в человеческом организме ответную реакцию. Какой частью тела ни ляжешь на лошадь – происходит естественный массаж: позвоночника, рук, ног... Он сочетается с подогревом: температура тела лошади на 2 градуса выше температуры человека. Но самое главное – незримая энергетика животного.

– У нас в стране, к сожалению, пока никто не изучал энергетику лошади, – говорит  Елена Вадимовна Петрусевич, директор центра иппотерапии "Петрусевич". – А она огромна. Лошадь – не бездушный тренажер, а живой, горячий. Думаю, иппотерапия потому и помогает, что лечебные комплексы подкрепляются мощным энергетическим полем лошади, сопровождаются эмоциональным всплеском со стороны ребенка. Важно и то, что у нас никто не называет занятия  лечением. Напротив, дети – это наши маленькие спортсмены, а не пациенты.  Такая установка помогает поверить в себя.

Главная цель лошадиной терапии – чтобы больной ребенок стал ходить, научился держать равновесие, и... просто радоваться жизни. В центр обращаются родители малышей с разными диагнозами: большинство пациентов – дети с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, сколиозом. Есть диабетики. Возраст – от года до 7-8 лет. Минимальный курс лечения начинается в сентябре и длится год: 1-3 занятия в неделю по 20–30 минут.

– Но иппотерапия – не панацея, – предостерегает Елена Вадимовна, – все наши дети параллельно лечатся у своих врачей и проходят другие курсы. Положительно и радостно то, что ходить они начинают именно после лошадок.

Курс лечения и все упражнения согласовываются  с  невропатологом Ириной Осетровой, которая всю жизнь проработала с детьми, больными ДЦП, а сейчас курирует программу центра, проводит семинары с сотрудниками, учит их оказывать квалифицированную помощь малышам.

Лучшие "терапевты" – бывшие "спортсмены"

Иногда на протяжении всего сеанса лошадь стоит неподвижно или делает всего несколько медленных кругов. Во время такой "тренировки" малыша могут вытягивать вдоль лошадиной спины, положить животом поперек крупа, перекатывать через спину или усадить верхом – всё по показаниям. Кроме квалифицированного сотрудника центра, во всех упражнениях, как правило, участвуют мама или папа ребенка.

Конечно, для таких манипуляций нужны очень опытные и чуткие животные, которые спокойно перенесут длительную неподвижность и будут беспрекословно подчиняться всем командам тренера. Молодые и горячие кони тут однозначно не подойдут. Потому для лечения используют лошадей бывалых, послушных, 10–15 лет от роду. Вместе с тем какая-нибудь фермерская кобылка тут тоже будет не на своем месте. Ведь ее жизненный опыт научил бережно хранить свою энергию, расходовать ее помалу, а в иппотерапии энергию надо отдавать, делиться ею с детьми. Потому, по мнению специалистов, лучшими "тренажерами" становятся бывшие лошади-спортсмены. 

После спортивной карьеры лошадей еще 3–5 лет готовят к терапевтической деятельности. Но и это еще не всё: перед сеансами каждая лошадь ежедневно проходит несколько часов подготовки под всадником, и только после этого ее допускают к детям.

Первую программу поддержали  5 отчаявшихся матерей

Первые несколько лет у центра был свой спонсор. Первая в Украине программа иппотерапии стартовала в 1994 на базе клуба "Петрусевич", ее поддержали 5 матерей, которые отчаялись искать лечение для своих больных детишек. Позже занятия верховой ездой как метод лечения были одобрены нейрофизиологами, в том числе его признала немецкая физиотерапевтическая ассоциация.

Сегодня центр выживает на грантах и благотворительной помощи. Курс терапии в центре по-прежнему бесплатный, хотя содержание и подготовка лошадей – дело недешевое. Из 20 лошадей используются только семь, еще 2 – "на пенсии", а остальных только готовят к терапии. Ежедневно с лошадьми работает 2  мастера спорта и 3 спорстмена.

С 2005 года курс посещает по 50-60 человек в год. Некоторым детям так  нравится, что родители просят оставить на повторный. Есть и такие, кто ходит сюда уже несколько лет. Порой ребенка оставляют, если врачи и сотрудники центра сами видят – малыш вот-вот пойдет. В целом, ежегодно в центре остается около 30% "старых" пациентов и набирается 70% новых.

Как рассказала Елена Петрусевич, иппотерапия очень популярна за рубежом. Например, в Польше работает около 60 участков иппотерапии, а в Украине только 4 небольших центра – в Киеве, Донецке, Харькове и Одессе. Киевскому так вообще приходится бороться за выживание: здание для сеансов арендуют, корма закупают за свой счет. Хорошо, что благодаря поддержке Международного женского клуба и благотворительной программе "Турбота" киевский центр иппотерапии уже 4 года получает гранты. Сотрудники центра работают совершенно бесплатно.

– Мы готовы помогать и большему количеству больных детишек. Не против работать и со здоровыми – ведь езда верхом положительно влияет на осанку, телосложение, физическое и психическое развитие ребенка. Была бы  возможность – и дельфинов бы завели, – признается Елена Вадимовна.

Личный опыт

"После первого же сеанса Дима стал пытаться разговаривать"

Первый пациент, за которым мы наблюдали, – 6-летний Димочка. Малыш не ходит и не разговаривает – это последствия родовой травмы и опухоли мозга, микроцефалии. Впервые на лошадь малыша положили в октябре. С тех пор его мама Елена Дубовик наблюдает за постоянными изменениями к лучшему в состоянии сына.

– Дима не ходил все эти годы, не реагировал на меня, ничего не брал в руки, даже игрушки. С первого занятия мы заметили изменения – малыш стал пытаться разговаривать, перестал судорожно прижимать ладошки к груди, позволяет мне брать его за руки, пытается что-то ухватить. Теперь вот даже начал требовать, чтобы его "водили" по дому и он сам мог бы перебирать и топать ножками. Это при том, что мы занимаемся всего по 15–20 минут в неделю. У Димочки были эпилептические приступы, и ни один врач не брался с ним заниматься, считая все усилия напрасными. А тут не отказали.

"Обратиться сюда нам посоветовали в США"

6-летнюю Карину лечили от ДЦП в Америке. Именно тамошний невропатолог посоветовал маме обратиться в киевский клуб "Петрусевич". Сейчас Карину учат держать равновесие, чтобы в будущем малышка смогла ходить.

– Дочери разрабатывают тазобедренный сустав, – объяснила Виктория, – кроме того, каждое занятие для нее – море удовольствия. Мы ходим сюда всего несколько месяцев, но позитивные изменения уже видны.

 

По материалам www.pk.kiev.ua .

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читай также


Комментарии

символов 999

Loading...

информация