Ольга Славникова “2017”

Фаворит Русского Букера - 2006

25 октября 2006, 12:20

Однако тогда горные духи оказались недостаточно к ней благосклонны – может быть, в этот раз славниковский шаманизм сработает?..

При чём здесь духи? Да при всём. “Мир горных духов, где всегда пребывал и пребывает рифеец, есть мир языческий”. Рифеец – житель Рифейских гор, Урала, не названного по имени. После славниковских описаний Екатеринбурга – тоже неназванного, оставшегося просто Городом, как булгаковский Киев – ехать в уральскую столицу и хочется, и колется, и мама не велит. Даже убеждая себя в том, что это просто литература и такого не бывает. А вы хотите жить в Городе, над которым маячит призрак взорванной телевышки, а жители выращивают в наглухо законопаченных квартирах свои собственные привидения и с регулярностью созерцают взлетающие из-за Рифейского хребта “летающие тарелочки”?..

Портал в иное измерение находится на странице 86. Детская радость узнавания персонажей бажовских сказов быстро сменится ползущим по позвоночнику суетливым страхом от осознания их, этих персонажей, реальности – внятной, телесной, непоколебимой. В книгу через читательское плечо (только вот правое или левое?) подглядывают Великий Полоз, Пляшущая Огневка, наконец, Хозяйка Горы, она же Каменная Девка, самая богатая женщина в мире...

“В тесных круговоротах городского населения Каменную Девку различает только тот, к кому она пришла. Вдруг при виде женщины, ничем особо не приметной, душа у хитника странно намагничивается; вдруг незнакомые черты и жесты складываются в родной и желанный облик, и безбожнику кажется, будто только что буквально на его глазах из обычного материала, какого много намешано в толпе, Бог сотворил для него, единственного, дивное существо, будто ему наглядно явлено доказательство сотворенности человека при помощи божественного фокуса”.

Каменная девка меняет удачу для хитников (незаконных добытчиков уральских самоцветов) на их… так и хочется написать – души, но это понятие вышло из моды в искусственном, заполненном копиями и симулякрами мире 2017 года. Профессор Анфилогов уходит в далекую экспедицию на нежданно-негаданно, по указке Каменной Девки, обнаруженное месторождение рубинов. А его ученик Крылов запутывается в сетях странной некрасавицы Татьяны, заигрывается в любовь-болезнь-наваждение, и обязательное условие этой игры – ничего не знать друг о друге…

А вот автор не играет, у автора со своим текстом всё серьезно. После того, что Славникова творит с русским языком, она просто обязана на нём жениться (вот он, тот редчайший случай, когда гендерный фактор не то что не имеет значения, а просто не существует!). В хорошем смысле. В очень хорошем.

“Штукатурку дома покрывали извилистые трещины, разделявшие сырой фасад как бы на разные государства, по три-четыре окошка в каждом. <…> Разновозрастная жизнь переполняла кривые квартирки; то и дело распахивались ветхие рамы, содрогаясь по диагонали, словно бросая быстрый взгляд на улыбчивое небо, и в проеме взгромождался безгрудый подросток с допотопным зарешеченным кассетником либо крупная мать семейства, остывая от кухонного жара, нежно глядела на природу, представленную шерстяными астрами и мелкими рябыми воробьями”.

Пристальный авторский взгляд поминутно, постранично проваливается в щели междумирья, в микроскопические зазоры между Называемым и Называющим, вещью и словом. Грань быта и бытия. Метафизика обыденности. Если иные писатели читаются между строк, то Славникова между них пишет.

Прежде чем браться за Славникову, проверьте себя на Прусте и Набокове: если в течение 24 часов не разовьется аллергическая реакция, то “2017” – ваша книга. Приз за читательскую добросовестность – отменный авантюрный роман, с мистикой, мрачными антиутопическими прогнозами, игрой со смертью (ах, как хороша вторая главная героиня романа – несгибаемая Тамара, директор похоронного бюро “Гранит”!) и – на закуску – играми в революцию с настоящей, а не клюквенной кровью.

Одного только жаль. Конквистадорские замыслы автора, которыми она охотно делится в интервью – изменить читательский взгляд на “жанровую” литературу, поднять фантастику и детектив до высот изящной словесности, – увы, вряд ли встретят массовое признание. Разве что в 2017 году. И если “Букер” таки приплывет в руки Славниковой. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить…

 

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация