Януш Гловацкий. “Последний сторож”

Януш Гловацкий – польский писатель, более известный как драматург, живущий в США, лауреат многих литературных премий. Место действия фантасмагорического романа “Последний сторож” – Америка в

22 марта 2005, 11:50

Януш Гловацкий – польский писатель, более известный как драматург, живущий в США, лауреат многих литературных премий.

Место действия фантасмагорического романа “Последний сторож” – Америка в недалеком будущем. Страна скорбит по поводу безвременной кончины Джона Джефферсона Кейна (или просто ДДК) – величайшего дизайнера всех времен и народов, сочинявшего костюмы всем и вся, от бойцов французского Сопротивления до чеченских боевиков. Фамилия героя настораживает, и верно: сцена его смерти – явная пародия на эпизод из знаменитого кинофильма Орсона Уэллса “Гражданин Кейн”, и в целом герой фильма – прототип ДДК. Незадолго до смерти великий дизайнер создает свой главный шедевр – умопомрачительные облегающие мужские трусы. Покупая их, вы автоматически становитесь участником лотереи, главный приз которой – место ночного сторожа в замке Кейна. А замок этот не уступает по размерам среднему городу.

Такое счастье привалило Кубе – эмигранту из Польши. Приехав на место, он обнаруживает полный разгром: многотысячная прислуга бежала, прихватив все, что можно было унести. С аэродрома замка все время взлетают самолеты, но тут же взрываются – так играют детишки кухарки, в которую влюбляется Куба. Нужен священник (кухарка – честная женщина), но у священника горе – пропала Соня, его возлюбленная и бывшая невеста Кейна. А пропала она потому, что ее топором зарубил Куба, так как Соня – это натуральная свинья. И так далее. Каждый герой, перед тем как исчезнуть навсегда, успевает рассказать Кубе свою замысловатую историю. Да и сам Куба рассказывает все это случайному собеседнику. А ночь в ресторане на Бродвее, где Куба рассказывает историю, оканчивается катастрофой: не то ураганом, не то землетрясением, не то просто-напросто концом света...

Роман наполнен сложным многоплановым символизмом. Среди безумия современного мира Куба – этот сводный брат Швейка – становится последним сторожем в библейском смысле, то есть последним праведником. ДДК воплощает в себе целый ряд культовых персонажей, и в нем, точнее, в воспоминаниях и рассказах о нем, легко можно обнаружить черты самых разных людей - от Дали до Уорхолла. Жизнь Кейна олицетворяет пародийное воплощение “американской мечты”. А замок великого дизайнера пышным абсурдом артефактов напоминает нечто кафкианское.

Понятно, что это роман-фельетон, роман-абсурд, откровенная пародия на моду, американский культ успеха и культ гениальных артистических личностей, великих художников, пародия на превознесение их страстей, романов, образа жизни, творчества.

Резюме: Очередная язвительная сатира на “общество потребления”, на этот раз безумная и абсурдная.

При подготовке рецензии были использованы материалы: www.echo.msk.ru, www.exlibris.ng.ru, www.culture.pl

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация