Гюнтер Грасс: совесть немецкой нации

Гюнтер Грасс (Gunter Grass) стал последним в ХХ веке лауреатом Нобелевской премии по литературе (1999). И это символично: писатель успел получить высшую награду своей жизни в том столетии, уроки

21 декабря 2005, 10:52

Гюнтер Грасс (Gunter Grass) стал последним в ХХ веке лауреатом Нобелевской премии по литературе (1999). И это символично: писатель успел получить высшую награду своей жизни в том столетии, уроки которого он с настойчивостью хорошего преподавателя повторял в своих книгах. Одна из его книг так и называется — “Мое столетие”; это своеобразный “Декамерон” из ста новелл, в каждой из которых под особым, “грассовским” углом зрения рассматривается один год немецкой истории ХХ века. О том, что такое “грассовский” угол зрения, поговорим чуть позже…

Гюнтер Грасс родился в 1927 году в Данциге (ныне польский город Гданьск), в польско-немецкой семье. И первым уроком истории для будущего писателя стал… “Гитлерюгенд”. “Мое воспитание сводилось к муштре, которая должна была приобщить меня к идеям и целям национал-социализма”, — не кривил душой Грасс впоследствии. А что тут скрывать — это была обычная практика в жизни юного немца тех лет. Практика, не терпящая исключений. В 1944 году Грасс был ранен и встретил известие о капитуляции Германии на больничной койке. “Кроме умения убивать с помощью военной техники, я выучился двум вещам: узнал, что такое страх, и понял, что остался в живых лишь по чистой случайности, —два урока, которые не забыты до сих пор...”

Вышеупомянутая “случайность” совершенно справедливо была воспринята молодым Гюнтером как второй шанс — и он с головой ушел в искусство. Занимался скульптурой и живописью (впоследствии будет сам иллюстрировать свои книги), играл на ударных в джаз-банде, а еще начал сочинять стихи, собранные позднее в сборник со странным названием “Преимущества воздушных кур”, и абсурдистские пьесы. А потом был 1959 год, когда на всю Европу прогремел (буквально!) “Жестяной барабан”.

Этот чудной инструмент наделал много шума в Германии. Одни приняли его с восторгом (и по сей день считают Грасса “автором одного романа”), другие разразились по адресу романа и его автора площадной бранью и обвинениями в порнографии и развращении молодежи. Дело дошло даже до суда — так что Грасс оказался в неплохой компании Вольтера, Флобера и других классиков, в свое время обвиненных в безнравственности. Однако эротики в “Жестяном барабане” очень мало, а порнографии нет вовсе — по крайней мере, с точки зрения жертв сексуальной революции.

Зато в романе есть история родного писателю Гданьска и Германии вообще, увиденная глазами уникального персонажа по имени Оскар. Оскар — карлик, переставший расти в три года, в знак протеста. С детства он не расстается с игрушечным жестяным барабаном — единственным его способом самовыражения. Он тихо ненавидит окружающую его мещанскую действительность. Особенно ненавистной она стала с приходом нацистов, сделавших жизнь немцев, и без того упорядоченную до зеленой тоски, еще более однообразной и подстриженной под одну гребенку. И с этим миром подрывник Оскар борется как может — с помощью своего барабана или голоса страшной разрушительной силы.

Уникален в “Жестяном барабане” взгляд рассказчика на мир: снизу, “из-под трибун”, а то и из-под юбки многочисленных Оскаровых любовниц. Оскар сочетает в себе детскую наивность и даже инфантильность с совсем недетскими чувствами и желаниями… Именно это шокировало обывателей и вызвало обвинения Грасса в безнравственности. Однако сам писатель справедливо считает себя наследником традиций ренессансного романа — от Рабле до “Симплициссимуса”.

В поздних произведениях Грасса (“Из дневника улитки”, “Под местным наркозом”, “Собачьи годы”) раблезианства, гротеска и абсурда стало меньше, а уроков истории — больше. То ли сказалось увлечение политикой (конкретно — Социал-демократической партией Германии), то ли писатель уже тогда сформулировал для себя главную тему своего творчества — “тему вины немцев”. Вины перед всем остальным миром, разумеется. Грасс добровольно принял на себя роль совести нации, своеобразного немецкого Солженицына. Потому стал персоной “неудобной”, неприятной, из тех, кого неловко слушать, но к кому нельзя не прислушиваться.

В то же время Грасс — один из самых влиятельных людей немецкоязычного мира (не только литературного). Когда в 2004 году австрийская писательница Эльфрида Елинек (Elfriede Jelinek) отказалась было от причитавшейся ей Нобелевской премии, именно Грасс уговорил ее принять награду. А один из последних его романов, “Траектория краба” (2002), посвященный катастрофе пассажирского лайнера “Вильгельм Густлофф”, стал главным бестселлером немецкого книгоиздания.

И поныне Гюнтер Грасс не только продолжает писать, но и принимает активное участие в общественной жизни. Потому что прекрасно понимает: даже в XXI веке ни одна нация не обойдется без совести…

Светлана Евсюкова

Скачать произведения Гюнтера Грасса можно здесь

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация