Тема эмиграции и ностальгии всегда была для Милана Кундеры (Milan Kundera), чешского писателя, полжизни прожившего в Париже, ключевой. Кому, как не интеллектуалу-изгою Пражской весны 1968 года, попытаться рассказать о том, что чувствует Одиссей конца ХХ века? Прошло время, железный занавес рухнул, мир изменился, и для эмигрантов стало возможным вернуться на родину. Последний роман Кундеры “Неведение” – о том, что в психологическом и духовном плане возвращение так же тягостно и мучительно, как и эмиграция.
Название романа восходит к каталонской этимологии слова “ностальгия”. Быть в ностальгии по-каталонски родственно понятиям “быть в неведении, не знать”. Эмигрантская ностальгия, по Кундере, такова: “Ты далеко, и я не знаю, что с тобой. Моя страна далеко, и я не знаю, что там происходит”.
Главные герои романа, Йозеф и Ирена, в свое время уехали из Чехословакии и долгие годы жили вдали от дома – он в Дании, она в Париже. В ранней молодости они видели друг друга в одном из пражских кафе, и “история их любви оборвалась прежде, чем началась”. Герои не особенно стремятся домой, в Чехию. Ирена в кои-то веки обрела финансовое благополучие в Париже со своим любовником Густавом, а Йозефа удерживают в Дании воспоминания о недавно умершей жене. Ирена уступает подруге-француженке, которая буквально требует, чтобы та ехала на родину (“У вас там революция!”). Йозефа на родину влечет долг: повидаться с братом, посетить могилы родных, похороненных без его участия. Однако на родине все настолько изменилось, что герои романа почти ничего не узнают. Родственники, друзья встречают упреками (вы, мол, уехали, а мы тут страдали) и почти не интересуются их жизнью. Страна, которую Ирена и Йозеф покинули двадцать лет назад, существует только в их памяти – яркими и незабываемыми картинками, обрывками чувств, запахами улицы детства. В одну реку нельзя войти дважды. Тяготы возвращения толкают героев в объятия друг другу, и они впервые за годы переживают минуты подлинной близости. Но Кундера не был бы сам собой, если бы завершил хоть одну из своих печальных книг хэппи-эндом…
“Неведение” – возможно, самый безысходный роман Кундеры. Он об иллюзорности любви, об относительности понятия “родина”, о неравенстве в человеческих отношениях, об избирательности памяти, о невозможности подлинного счастья. Но при этом роман удивителен по выстроенности и изящной ясности. Это настоящая Большая Литература.
Резюме: Роман, в котором бессмысленно искать прежнего автора “Невыносимой легкости бытия”. Роман о бесконечной тоске и одиночестве Человека на Земле.
При написании рецензии были использованы материалы: Питерbook, № 3/2005 (Анна Шульгат); bibliograf.ru (Филипп Дзядко).
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии (7)
...а Большую Литературу очень даже читают, у Кундеры множество поклонников. Так что не все так плохо :)
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)...а Большую Литературу очень даже читают, у Кундеры множество поклонников. Так что не все так плохо :)
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)согласна на все 100 с Вами.
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)согласна на все 100 с Вами.
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)На вкус и цвет товарищей нет - если кому-то книга не нравится,это не означает, что она плохая. Может читатель просто не смог понять ее?
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)На вкус и цвет товарищей нет - если кому-то книга не нравится,это не означает, что она плохая. Может читатель просто не смог понять ее?
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)а что выходит?
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)а что выходит?
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)Хорошо, что выходит... в себе держать вредно)))
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)Хорошо, что выходит... в себе держать вредно)))
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)