Мартин Эмис “Стрела времени” (Time’s Arrow)

“Стрела времени” – это поединок со всемогущим богом времени Хроносом и одновременно конструирование нового времени. Самый популярный романист Великобритании (сын знаменитого Кингсли Эмиса (Kingsley

“Стрела времени” – это поединок со всемогущим богом времени Хроносом и одновременно конструирование нового времени. Самый популярный романист Великобритании (сын знаменитого Кингсли Эмиса (Kingsley Amis)) Мартин Эмис (Martin Amis) пускает время вспять, чтобы превратить роман в целостную картину, живописное полотно.

Роман мучает читателя однообразной техникой повествования. Время здесь обращено в другую сторону: персонажи ходят задом наперед, достают еду ложками изо рта, забирают деньги у нищих, сначала видят кошмарный сон, а потом сталкиваются с его причиной. Этот обратный просмотр долго кажется чепухой, но в какой-то момент на фоне чепухи начинает проявляться биография (точнее, “антибиография”) некоего Тода Френдли (имя переводится как “дружественный смерти”), погибшего в автокатастрофе врача, который, как выясняется, медицинскую карьеру начинал в далеко не лечебном учреждении – Аушвице...

Странно, что прием научной фантастики применен к теме холокоста; в этом есть что-то нетактичное, провоцирующее. Но на самом деле эмисовское “наоборот” – не просто радикальное отстранение, позволяющее рассказать биографию как детектив. Благодаря необычному рассказчику – невинной душе героя, отделившейся от него в момент смерти и повествующей о преступлениях своего “хозяина” как о чудесах доброты (он ведь не сжигает евреев в печи, но сотворяет их из растворенного в небесах пепла), ­– во всей этой ситуации возникает моральная двусмысленность. Эмис открывает какой-то темный парадокс в природе времени, в которое, оказывается, вшита еще и граница между добром и злом. Жизнь уже прожита, переписать ее набело не удастся. Но, увы, история забывает свои уроки. История – это всегда выбор каждого.

Пусть Эмис нашел прежде всего формальный прием (а без использования нарочито формального не обходится ни один его роман) – его намерение было искренним. А стилистические особенности неповторимого письма Эмиса всегда побуждают читателя к возвращению и перечитыванию.

Резюме: Не самое простое чтение. Но если вы всё-таки согласитесь проделать долгий путь из гроба в утробу, эта “Стрела” накрепко застрянет не в сердце, так в памяти.

При написании рецензии были использованы материалы: Afisha.ru  (Лев Данилкин); Книжная витрина (Елена Венгерская).

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Поделись в социальных сетях

Теги

Читай также


Комментарии

символов 999

Новости партнёров

Новости tochka.net

Новости партнёров

Loading...

Must read

информация

Еще на tochka.net