Вечное сияние страсти

Симпатичный фильм, который я посмотрел с удовольствием, причем чем дальше, тем мне он нравится больше. Хороший сюжет с легкими кауфманианскими завихрениями, классная игра Уинслет, пристойная игра Кэрри и вкрапления фейерверков с подручными доктора Эрайзера. Хорошее кино. Кауфман в очередной раз не разочаровал.

14 мая 2008, 09:13
Джоэл Бэриш (Джим Кэрри) - всего лишь еще одна песчинка в мясорубке Мироздания. Он не спасает этот мир, он не делает его лучше, он не помогает людям - он обычный парень, не лишенный простоты. Точнее, лишенный хоть какой-либо сложности, потому что Бэриш - это тот самый пельмень, о котором говорят: "Как, Джоэл, ты уже здесь? Уже час? А мы тебя не заметили..." Его и правда трудно заметить: серая внешность, небритая физиономия, но главное - глаза! В них нет вечного сияния страсти! В них только страх, комплексы и неуверенность в завтрашнем дне. Впрочем, нет, наоборот - уверенность в том, что этот чертов завтрашний день будет еще хуже сегодняшнего, хотя, казалось бы, куда уж хуже...

В какой-то момент Бэриш не выдерживает. Он говорит своей дебильной работе: "А топчись оно все конем", - и сбегает. В деревню, в глушь приморскую, в свое именье, к бабке или к тетке, пусть ни черта там нету, кроме водки, зато природа лучше, бл... пардон, что-то на поэзию потянуло. Это все Поуп со своим вечным сиянием чистого разума Элоизы по отношению к Абеляру... У Бэриша пока еще ничего не сияет, кроме куотера в кармане, и он со своими унылыми страстишками просто садится в любой поезд и отправляется на бережок - погулять и хоть немного прочистить мозги...

В кафе на берегу Джоэл встречает девушку. Ну, знаете, такая странная тетка с волосами цвета первого дня атомной войны, которая украдкой попивает бренди из фляжки, чтобы жизнь вокруг хотя бы ненадолго засветилась новыми красками, в отличие от того болотистого декора цвета хаки, который вылезает из каждого угла.

Они знакомятся. Девушку зовут Клементина Крушански (Кейт Уинслет). Она странная и явно немного не в себе, но ей нравится Джоэл, а для Бэриша это является основополагающим фактором - он ведь мало кому нравится в этой жизни. Впрочем, когда они познакомились чуть-чуть поближе, Джоэл понял, что Клементина, в общем-то, вполне в себе. Ну, просто она во многом похожа на него самого: такие же комплексы, сомнения, фобии и общее ощущение глобальной неудачи в этой жизни. Возможно, поэтому Бэриш ей и нравится - как родственная душа.

Но совместная жизнь у них не ладится. Двум лузерам тесновато в одной лузе - хочется срыва стереотипа. Поэтому Клементина все больше пьет и все больше занимается поисками чего-то более близкого и более подходящего, а Джоэл все реже бреется и все больше страдает.

И вот случилось совсем страшное! Клементина вычеркнула парня из своей жизни. Совсем. Причем не усилием воли, что еще хоть как-то можно повернуть вспять, а с помощью новейших достижений науки. Оказывается, есть некое заведение доктора Ховарда Мерзвяка (Том Уилкинсон) - клиника "Лакуна", - где с помощью специального оборудования можно полностью стереть из своей памяти воспоминания о некоем человеке. Просто вычеркнуть - и точка.

Процедура эта, конечно, достаточно сложная и дорогостоящая, но вполне эффективная. И Джоэл решает последовать примеру Клементины - также стереть ее из памяти с помощью кабинета доктора Калигар... пардон, доктора Мерзвяка.

***

Сразу нужно сказать, что сценарий к этому фильму писал Чарли Кауфман. Да-да, тот самый Чарли Кауфман, который "Быть Джоном Малковичем" и "Легко ли адаптироваться к Чарли Кауфману", - один из самых оригинальных и необычных голливудских сценаристов.

Старина Кауфман не подвел и сейчас: "Вечное сияние страсти" мне понравилось, причем чем больше времени проходит после просмотра, тем оно мне нравится больше. Кауфман всегда так выстраивает свои сюжеты, что в полной мере их можно оценить не сразу - на мой взгляд, это признак хорошего кино, хотя многие со мной могут не согласиться.

Чарли - известный провокатор. Если "Быть Джоном Малковичем" - это был легкий хулиганско-абсурдистский разгул, "Адаптация" - очень тонкое издевательство над зрителями и над самим собой, сценаристом, то "Вечное сияние страсти" - это своего рода чистый эксперимент на тему: а что если взять совершенно банальный и триста раз штампованный-перештампованный сюжет, чтобы попытаться сделать из него нечто оригинальное?

Он так и сделал. Стирание памяти - штука мусоленная-перемусоленная в куче сюжетов. Но основная суть этого фильма заключается вовсе не в том, что у героев - ах! - стирают память. Суть намного глубже и интереснее. Дело даже не в том, что Джоэл в процессе стирания Клементины из его памяти пытается этому воспрепятствовать и ищет различные лазейки. И даже не в том, что сюжет картины закручен довольно лихо, и все не так просто, как кажется в самом начале.

Дело в определенных ценностях человеческих взаимоотношений и в тех тонких взаимосвязях, которые не просто никаким аршином не измерить, но и никаким компьютером не проанализировать, будь ты хоть сто раз доктором Эрайзером. Тоненькие ниточки симпатии, привязанности и любви - они настолько разнообразные и зависят от такого количества всевозможных факторов, что не выкорчевать это путем обнуления каких-то ячеек памяти. А если и выкорчевать, то останется пустота, потому что этот маленький росточек, еле возвышающийся над поверхностью почвы, пустил такие баобабьи корни, что выкорчевать их можно только экскаватором.

В фильме очень хорошие актерские работы. Кейт Уинслет замечательно сыграла странную девушку Клементину: нервную, закомплексованную, но в чем-то трогательную. Особенно здорово сделаны сцены, когда Клементина, находясь в мозгу Джоэла (Кауфман любит такие эпизоды), помогает ему сопротивляться стиранию участков памяти.

Джим Кэрри, как ни странно, тоже понравился. "Как ни странно" - потому что я давно уже отчаялся увидеть Кэрри в приличной некомедийной роли. Мне он нравится как комик, но его попытки сыграть драматическую роль обычно вызывают легкое чувство недоумения. ("Человек на Луне" - не в счет, это совершенно отдельный случай.) Здесь же он, в общем, вполне на месте. Не скажу, что я был от него в восторге, но роли Джоэла Кэрри вполне соответствовал. Кстати, первоначально эту роль планировали отдать Николасу Кейджу, который играл в "Адаптации" по Кауфману. Но Кейдж по каким-то причинам выбыл, и роль отдали Кэрри - вероятно, чтобы собрать кассу. Я не думаю, что это лучший выбор актера на данную роль, но, повторюсь, Кэрри ее сыграл вполне пристойно. На удивление пристойно.

Еще более удивительно то, что мне понравилась Кирстен Данст, играющая разбитную медсестру кабинета доктора Мерзвяка. В фильме есть совершенно роскошные эпизоды, когда медсестра вместе с подручным доктора Стэном (Марк Раффало) занимаются стиранием памяти Джоэла. Точнее, занимаются они любовью, а память стирает компьютер. Изумительные сцены, я прям вспомнил свою программистскую юность...

Элайджа Вуд играет еще одного подручного доктора, который "запал" на Клементину и теперь пытается занять место Джоэла. Роль получилась очень слабенькой - то ли из-за определенной непроработанности персонажа, то ли сам Вуд из нее ничего не сумел выжать...

Кауфман весьма непрост для восприятия, что показывает полярная реакция на "Адаптацию". Причем я вовсе не хочу сказать, что не понимают Кауфмана одни тупицы, а в восторг приходят только крутые интеллектуалы. Ничего подобного. Просто подход у него очень своеобразный. Мне этот подход нравится, поэтому я, в общем-то, в восторге от фильмов, поставленных по его сценарию. Кому-то этот подход не нравится, и эти люди считают фильмы по Кауфману тоской и скукотищей...

Автор: Alex Exler http://www.exler.ru/films/ Журнал Киноман

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читай также


Комментарии

символов 999

Loading...

информация

Еще на tochka.net