После атаки в живых остаются двое, затаившиеся среди мертвых тел — рядовой Зайцев и политрук Данилов. Подобрав винтовку, Зайцев на глазах под шум разрывов одного за другим "снимает" пятерых немцев, высунувшихся поглазеть на побоище. С подачи Данилова Зайцеву разрешают индивидуальную охоту на немецких офицеров, и счет его жертв чуть ли не за месяц вырастает до полутора сотен, а слава становится настолько громкой, что достигает немцев, и те вызывают из Германии знаменитого немецкого стрелка майора Кенига (по немецки — король), поручив ему ликвидировать советского бойца. Хотя Анно не совсем в ладах с кинотопографией (из фильма трудно понять, как располагаются советские и немецкие позиции и на какой — советской, немецкой или ничьей — территории герои охотятся друг за другом), сама дуэль снята захватывающе.
Быль или легенду о поединке снайперов не так давно использовал крупнейший советский кинобаталист Юрий Юзеров в своем фильме "Ангелы ада" ("Сталинград"), где их тоже очень хорошо играли Федор Бондарчук и Регимантас Адомайтис, но у нашего режиссера эта дуэль была всего лишь одной из линий фильма, причем не главной, тогда как у французского режиссера именно она выхолит на первый план и составляет основное содержание картины. Метод Озерова, предполагающий показ войны с разных уровней, берет начало из "Войны и мира", где автор подобно Богу парил над миром, залетая то на поле битвы, то в русское великосветское общество, то в голову Наполеона. Так же у Озерова камера оказывается то в окопах, то в штабе армии, то в ставке Верховного главнокомандования. Метод Спилберга и Анно восходит скорее к любовно-психологическим романам, сосредоточенным на одной линии и через микрокосмос одного человека раскрывающим космос человечества в целом. Фильмы, снятые первым методом, более информативны, вторым — более эмоциональны, так что зрителю, который пришел в зал получить два часа захватывающего зрелища, ближе "их" метод, тому, кто хочет получить обзор событий — ближе "наш".
Интересно, что в фильме Анно появляется Хрущев, которого блистательно играет Боб Хоскинс, за десять лет до этого сыгравший его заклятого врага Берию. При этом Никита Сергеевич, который, на самом деле был всего лишь членом военсовета фронта, то есть комиссаром, здесь в отсутствие командующих армией и фронтом выглядит вдохновителем сталинградской победы, Впрочем, ждать от кино точного соответствия историческим фактам не приходится — у него свои правила. Хрущев-Хоскинс собирательный образ военного комиссара, задача которого — поддерживать боевой дух войска, и на то, как он его поддерживает, стоит посмотреть. И вообще, стоит посмотреть на то, как американские и английские актеры под водительством французского режиссера изображают нас и нашу победу — не скрывая горькой правды, но с уважением и достоинством.
Комментарии