Энциклопедия сверхъестественных существ
Как бы вы отреагировали на обвинения в связях с подобной животиной? Слава богу, в нашем мире рыцари полностью истребили этот редкий вид. Чего не скажешь о мире волшебном. Гарри Поттеру придется доказать свою непричастность к змеиному роду и к факультету Слизерин в частности.
Это — сюжетообразующая линия фильма «Гарри Поттер и тайная комната», вышедшего в прокат в 2002 году. Прошло всего двенадцать месяцев со времени премьеры первой части, но за это время многое изменилось. Подросли главные герои (а с ними и актеры), Коламбусу сделали взыскание, а технологии создания спецэффектов стали более продвинутыми.
Благодаря им британские кудесники сумели слепить из цифровой плоти эльфа Добби (столь похожего на одного известного чиновника). Слепили и сразу отправили знакомиться с Гарри Поттером. С этой беседы и начинается картина. Добби предупреждает Гарри об опасности, подстерегающей его в родном Хогвартсе. А в alma mater действительно творится что-то недоброе. Кто-то активно преследует полукровок (детей людей и магов), пишет кровью гадости да еще шепчет на ухо Гарри всякую дрянь.
Почему именно к нему обращается загадочный голос, что скрывает Тайная комната и кто наследник Слизерина — на эти непростые вопросы придется ответить Поттеру. Хорошо, что рядом всегда есть Рон и Гермиона. А еще — педагогический состав любимой школы. Ведь даже ненавистный Снейп окажет посильную помощь в этом непростом расследовании.
Первое, что отмечают все критики в своих рецензиях на «Тайную комнату», — детище Коламбуса стало больше напоминать самостоятельный фильм, а не кинопридаток к «опупее» Роулинг. Рад с ними согласиться. У режиссера, конечно, туговато с авторским видением, любит он всяческие стандарты. Тем не менее, заметно, что Крис устал от подсказок Джоанны и решился на самостоятельные поступки.
Может, благодаря этому кино получилось более драматичным. Это уже не игра в магию, тут все серьезно: окаменевшая Гермиона лежит в лазарете, и если не найти зверя, жертвы будут множиться. Да и юные актеры стали лучше играть. Впрочем, такое старание вполне понятно: если за первую серию Дэн Рэдклифф получил 125 тысяч фунтов, то в «Тайной комнате» гонорар увеличился почти в двадцать раз.
Помогает тот факт, что зрителя уже не нужно вводить в суть происходящего (с терминами Коламбус успел разобраться еще в «Философском камне»), поэтому «Тайная комната» получилась настоящим приключением: динамичным, немного страшным и очень веселым. Трудно безразлично наблюдать за полетами на стареньком «Форде», дуэлью Гарри и Малфоя или походом в паучье логово. А длинноносый Добби, неожиданно оказался еще и сатирическим персонажем, особенно для жителей Российской Федерации.
Длинноты в сценарии, конечно, еще есть. С ними удастся справиться только в «Узнике Азкабана», и то не Коламбусу, а Куарону. Да и сортирного юмора — всей этой рвоты улитками и конфет со вкусом соплей — не удалось избежать примерному ученику Голливуда.
Но все-таки прогресс налицо. Фильм перестал быть иллюстрацией. Не появляется желание сравнить происходящее на экране с описанным в книге. Значит, чудо удалось. И только благодаря анализу недочетов первых частей удалось снять блистательный «Узник Азкабана». Но об этом — уже в следующей статье.
P.S. В качестве дополнительного чтения хочу порекомендовать работу Андрея Кураева «Гарри Поттер»: Попытка не испугаться". Интересно очень.
Комментарии