Сердце слезами обливается

Мелодраматический сюжет об отношениях одинокой 40-летней женщины Веры (Инна Чурикова), находящейся уже в критическом для любовных романов возрасте, и Сергея (Скляр) – 30-летнего зека с солидным уголовным стажем, оборачивается историей о двух стихийных и неприкаянных любовниках, вынужденных бежать из постылого города «в деревню, в глушь»… В конце концов, они находят идеальное для уединения место – затерянный в лесу и почему-то брошенный людьми поселок. Однако до последнего момента они не догадываются, что каждая минута пребывания в этом «райском уголке» стремительно приближает их к смерти.

14 мая 2008, 09:23
Этот фильм стал последним для Семена Арановича — одного из ведущих режиссеров ленинградской школы, чередующего работу в игровом и документальном кино, причем с одинаковым успехом: «Летняя поездка к морю» (1978), «Торпедоносцы» (1983), «Личное дело Анны Ахматовой» (1988), «Я служил в охране Сталина» (1989). Он развивает главную авторскую тему: погружение человека в некую экстремальную ситуацию, дающую возможность максимально пристально в него всмотреться.

Мелодраматический сюжет об отношениях одинокой 40-летней женщины Веры (Инна Чурикова), находящейся уже в критическом для любовных романов возрасте, и Сергея (Скляр) – 30-летнего зека с солидным уголовным стажем, оборачивается историей о двух стихийных и неприкаянных любовниках, вынужденных бежать из постылого города «в деревню, в глушь»… В конце концов, они находят идеальное для уединения место – затерянный в лесу и почему-то брошенный людьми поселок. Однако до последнего момента они не догадываются, что каждая минута пребывания в этом «райском уголке» стремительно приближает их к смерти.

Инна Чурикова все так же гениально продолжает играть свою главную вариацию на тему Паши Строгановой из мужниного «Начала» — интеллигентную идеалистку с широко распахнутыми глазами и открытой душой. С Игорем Скляром, который с этим фильмом вернулся в большое кино после продолжительного пребывания на сцене Малого драматического, они образуют не столько сладкую, а именно что странную парочку, смотреть на которую — одно несказанное удовольствие.

Авторам картины достает такта и вкуса, чтобы при таком сюжетном раскладе не ввергать зрителя в пучину сантиментов, которые могут запросто заявить о себе, руководствуясь исключительно жалостью к персонажам. Сочетая мелодраматизм с робинзоновскими мотивами, Аранович отважно задействует здесь еще и комические элементы, добиваясь не только нужного жанрового баланса, но и выводя историю на совершенно иной – экзистенциальный (извините) уровень.

Несмотря на очевидную метафоричность сюжета, и спустя восемь лет после чернобыльской катастрофы все так же остававшегося актуальным, ни у кого не повернулся язык обвинить авторов в спекулятивности темы. Единственное, что в самом деле напрягает, так это концовка, унаследовавшая у советского кино своеобразный комплекс непременного «трагического финала». Это выглядит здесь явным перебором, поскольку герои и так уже обречены.

Фильм появился у нас в самый пик «эпохи малокартинья», когда производство фильмов в стране упало до критического уровня — порядка двух-трех десятков в год. Каждый из них был на вес золота, но при этом не доходил до экранов кинотеатров. Реабилитации нашего кино, а заодно и напоминанию, что оно еще не совсем умерло, способствовали международные фестивали.

«Год собаки», проигнорированный на родном сочинском «Кинотавре» (где только лишь Игорь Скляр получил награду за лучшую мужскую роль), неожиданно для многих вернулся с МКФ в Берлине со вторым по значимости призом — «Серебряным медведем». Забраться выше в 1994-м году в «мировом премиальном реестре» удалось только «Утомленным солнцем».

Автор: Малоv Фильмоскоп

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читай также


Комментарии

символов 999

Новости партнёров

Loading...

Еще на tochka.net