Для Кристин Кернер все эти образы не были абстракцией - она жила в ГДР и свято верила в победу коммунизма на немецкой земле. Ее жизнь была посвящена этой цели, жаль только, что родственники не хотели разделять этот оптимизм и эту веру. Первый удар по ее психике нанес "политически несознательный" муж, сбежавший на Запад. Затем уже в 1989 году она переживает второй сильный эмоциональный удар и впадает в кому, когда власти арестовывают ее сына Алекса за протесты против порядков в ГДР. Когда через несколько месяцев она приходит в себя, все кончено: Берлинская стена рухнула, ГДР больше нет и повсюду торжествует капитализм! Но она об этом не узнает: Сын Алекс, испытывающий угрызения совести и чувствующий свою вину за болезнь матери, решается сохранить психическое здоровье Кристин весьма необычным способом: он продолжает уверять подозревающую подвох мать в том, что в мире ничего не изменилось и по-прежнему "космические корабли бороздят просторы Большого театра". Чтобы обман выглядел правдоподобно, Алекс идет на всевозможные ухищрения: с помощью приятеля он устраивает показы по старенькому домашнему телевизору пропагандистких информационных выпусков "Актуальной камеры" бывшей ГДР и старается, чтобы в окне не была видна рекламная надпись "Coca-Cola", появившаяся на соседней стене. Псевдореальность постепенно увлекает Алекса, его приятеля Дениса, русскую медсестру Ларису и сестру Алекса Ариан, которая, когда-то активно голосовала за капитализм, а теперь работает в убогом ресторане быстрого обслуживания и с печалью вспоминает время, когда все было ясно и понятно.
Фильм был с восторгом принят в самой Германии, тут же открывшей дискуссию в прессе на тему "А есть ли герои, подобные Алексу и Кристин Кернер, на самом деле?" Выяснилось, что БУКВАЛЬНО - нет, а вот опосредованно... Да сколько угодно! Материалы о клубах фанатов символики бывшей социалистической страны, любителей микроавтомобилей "Трабант" и коллекционеров фотоальбомов с портретами членов Центрального комитета Социал-демократической Рабочей партии Германии СДРП постоянно публикуются в прессе, так что к ним успели прывыкнуть и даже воспринимают как часть неизбежной экзотики. Восточная Германия, расставшись с хонеккеровским прошлым, продолжает по нему вольно и ли невольно ностальгировать, как помнят о своей молодости давно поседевшие старики или о первой любви тучные дамы-домохозяйки: DDR Rulez?
История, положенная в основу фильма, выдуманная, но, уверен, для миллионов людей, шагнувших десять лет назад из одной политической системы в другую и до сих пор осмысливающих итоги этого шага, фильм "Good Bye Lenin" выглядит очень злободневно. Остается лишь удивляться, почему такую простую и необычайно эффектную ленту не сняли в Румынии, Польше, Чехии, Эстонии, России. Ведь это все о нас, о бывших и нынешних.
Статус общенационального бестселлера "Good Bye, Lenin" приобрел за месяц с небольшим, когда фильм в прокате ФРГ посмотрело более12 млн. человек - результат просто поразительный! Ну, а когда национальная Академия наградила ленту Вольфганга Бекера сразу ДЕВЯТЬЮ премиями "Лола" - немецкой версии американского "Oscar" - за "лучший игровой фильм", "лучшую режиссуру", "лучшую мужскую роль", "лучшую мужскую роль второго плана", стало окончательно ясно, что мы имеем дело с НАСТОЯЩИМ европейским кинособытием.
Уверен, что не покривлю против истины, если предположу, что увижу работу режиссера Вольфганга Бекера среди соискателей наград Американской Киноакадемии в номинации "Лучший иностранный фильм". А пока буду настоятельно рекомендовать посмотреть его всем своим знакомым.
Музыку к фильму написал Ян Тирсен, известный по фильму "Амели".
Комментарии