Владимир Козлов “Варшава”

“Варшава” – роман о ранних годах дикого белорусского капитализма, о первых “сникерсах” и поддельных, но таких дорогих сердцу джинсах Levi’s, о близкой и заманчивой Европе и тяжелой, но честной жизни

29 ноября 2005, 12:28

“Варшава” – роман о ранних годах дикого белорусского капитализма, о первых “сникерсах” и поддельных, но таких дорогих сердцу джинсах Levi’s, о близкой и заманчивой Европе и тяжелой, но честной жизни последнего поколения родившихся в СССР. С другой стороны, это роман о светлой студенческой молодости и о первой любви, которая скрывается, но светит.

В “Варшаве”, равно как и в более ранних книгах “Гопники” и “Школа”, Козлов прописывает жизнь тинейджера-люмпена, обитателя спальных районов. Повзрослевший герой учится в Минском инъязе, и чтобы хоть немного подзаработать, ездит торговать в Польшу. Ясно слышится аккомпанемент эпохи, хорошо известной поколению 25-30-летних. Ритмичность телеграфного стиля создает ощущение естественности и реальности происходящего. Не оценивая, не углубляясь в дебри психологизма, четко, ясно и просто, пользуясь незатейливым словарным запасом подростков из жилых массивов, автор рисует картины нашего недавнего прошлого.

Козлов описал шок маленького человека из страны, которой либо уже нет, либо еще нет. Та жизнь, которую мы привыкли считать единственно возможной, оказывается, имела альтернативы, и в этой жизни – где всё разваливается и заменяется убогой репликой – приходится самому определяться с будущим. Тяжело осознавать, но вполне вероятно, что именно “Варшава” – заменитель слова “будущее”. Множество эпизодов романа пульсируют короткими судорогами, каждой из которых запросто может оборваться повествование. Трудно по этим открытым мини-финалам сказать, оставляет ли автор своему Неизвестному шанс хотя бы на далеко не радужную Варшаву (не то что на Лондон), где людям не надо учить чужие неправильные глаголы, а некачественные товары и чувства вытеснены на периферию.

“Варшава” от первого до последнего слова копируется на подкорку мозга. Роман, наверное, автобиографичен, но это не столь важно – вряд ли биография автора заинтересует читателя. Главное о нём и так известно – пару лет назад он с улицы явился в издательство Ad Marginem со своими “Гопниками” – сборником новелл о могилевских подростках, еще через год козырнул романом “Школа“ – о недооформившихся личностях того же психотипа и социального статуса, а теперь выпустил “Варшаву”.

Если известный московский критик Лев Данилкин слегка преувеличил значение первых книг Козлова, то “Варшава” полностью оправдывает почетное звание, пожалованное Данилкиным писателю, – “Русский Сэлинджер”.

При подготовке рецензии были использованы материалы: Сайт Владимира Козлова , Аfisha.Ru .

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии (2)

символов 999

Loading...

информация