Нирвана

Задолго до премьеры, еще в те дни, когда с переменным успехом шли съемки, гонцы с площадки осторожно говорили о фильме про город. Какой же город они имели в виду? Поверьте, точно не Хабаровск. Самый высокохудожественный и вдохновляющий, самый жестокий и

6 августа 2008, 21:07
Задолго до премьеры, еще в те дни, когда с переменным успехом шли съемки, гонцы с площадки осторожно говорили о фильме про город. Какой же город они имели в виду? Поверьте, точно не Хабаровск. Самый высокохудожественный и вдохновляющий, самый жестокий и колкий, город наркоманов, рок-н-рольщиков и кагэбистов - Санкт-Петербург, город, построенный царем-мучителем, первым императором в истории империи, развратником и расточителем, ученым и реформатором Петром I. Однажды москвичка Алиса переехала в Питер. Причины у нее на это были исключительно личного, экзистенциального характера, поэтому для нас они не особенно важны. Так вот, в Питере Алиса знакомится с наркоманами, поселяется в ... мы скажем - в сквоте, а в милиции сказали бы - в притоне, и зарабатывает на жизнь уколами в больных старушек. Фоном ко всем этим событиям служит Питер - таящий угрюмые, кровавые тайны своего пока недолгого существования. А вы бывали в Питере? Нет, не по турпутевке и не в гостях у институтского товарища - в настоящем Питере, неочищенном и неотгламуренном? В его "колодцевых" двориках, в мрачных старых кварталах с вечным слякотным межсезоньем? Тогда, когда серость стен может сравниться только со свинцовым оттенком реки трех революций - в те нередкие триста дней в году? Питер гнетет, Питер угнетает, Питер давит, Питер уничтожает. Но он же - вопреки златокупольной и белокаменной столице - заставляет думать. Чувствовать. Разрываться. Творить. Разрушаться... Умирать. А еще на Питер можно посмотреть по-разному. Можно пройтись взглядом по всем туристическим достопримечательностям, потом заглянуть в приличные тусовочные точки, перекусить в традиционном для северной столицы общепите - Макдональдсе - и переночевать у знакомых. Можно окунуться в питерский культурный перфоманс и попытаться поднять "на гора" пласты культурных ценностей, доступных за билет. Но настоящий Питер - это Питер разрушенных личностей. Были времена, когда они, не нашедши себя в социуме, стрелялись, уезжали на войну, отдавали всего себя терроризму. Потом появился кокаин, как повсеместное увлечение. Сейчас все более разнопланово. И намного страшнее. Жизнь простых российских наркоманов, их тревоги и надежды, их чаяния и упования, ломка и любовь - нива непаханая, снимай да снимай себе шедевр за шедевром. Особенно если учесть, что со времен полулегендарной "Иглы" прошло много лет и сменилось несколько поколений... запрещенных химических веществ. Но традиция российских режиссеров: в стремлении к лучшему потерять хорошее. Вот и господин Волошин по каким-то только ему одному ведомым причинам разместил в фильме массу других персонажей - в основном мелких, непрописанных, непроигранных, непрочувствованных. Откровенно и бездарненько загубленных и запоротых. Главные герои (ну, скорее - героини. Героиновые) - яркие представители племени младого, племени малознакомого. О, об этих молодых актрисах можно начитаться хвалебных од и воспевающих отзывов! Мол, наконец-то пришли, наконец-то сменили! И так становится горько... Эти сменили? Кого? Тех великих, которые уходят? Почему же тогда они играют так фальшиво? Так натянуто, пафосно, неестественно - так плохо? Может, потому их хвалят, что больше некого? Актеры старой гвардии служат фоном к молодым. И на фоне этого фона (пардон) главные, молодые и "наша надежа" размазываются и растрескиваются. Чтобы не было этого диссонанса - честное слово, лучше бы стариков не приглашали! Пусть бы уж эти копошились самостоятельно - чтобы не было видно разницы. То, чего не запороли молодые актеры, запорол костюмер (не знаете, Жанну Агузарову в консультанты не приглашали?). Видимо, болезному спать не дают лавры Готье в "Пятом элементе". А, может, еще кого, но фильм воистину бенефис костюмного сюрра - Дали отдыхает. По расширенности сознания костюмера обгоняет только гример. Хотя и в этом фейерверке фрик-движения есть свои плюсы: для тех, кто запрещенными веществами не злоупотребляет, сразу становится ясно, чем заняты питерские наркоманы в редкие моменты, когда их не ломает и они не ищут смысл жизни. Да, товарищи наркозависимые старательно делают себе начес, мейк-ап и боди-арт. Отходя же от приступов самоедства и ехидства, традиционно вызываемых Питером, все же стоит указать на очевидные преимущества ленты. Во-первых, это операторская работа - дерганная, неровная, под стать смыслу фильма. Наркоманская, ломанная - и этим естественная. Во-вторых, изображение любви или ее суррогата - изорванное, как жизнь наркомана. В-третьих, саундтрек - от него болят уши и душа. В качестве вывода: фильм смотреть стоит. Правда, не в кинозале. Конечно, под настроение. Естественно, одному, без компании. Само собой - в трезвом сознании. И помните: главное в фильме - он приносит частичку Питера, он заставляет задуматься. И в этом вам не помешают его множественные недочеты.

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация