Богдан Ступка на высшей ступени славы

Три последние кинороли Богдана Ступки (Мазепы в одноименном фильме Юрия Ильенко, генерала Серова в “Водителе для Веры” и старика Блинова в “Своих”) принесли ему не только охапку статуэток престижных

14 февраля 2006, 16:59

Три последние кинороли Богдана Ступки (Мазепы в одноименном фильме Юрия Ильенко, генерала Серова в “Водителе для Веры” и старика Блинова в “Своих”) принесли ему не только охапку статуэток престижных кинофестивалей, но и искреннее восхищение зрителей. На протяжении стольких лет актерской карьеры так “сильно” играть могут лишь воистину великие.

Похоже, Богдан Ступка склонен трактовать шекспировский афоризм “весь мир – театр, а люди в нём актеры” скорее буквально, чем аллегорично. Известный украинский актер сыграл более чем в трех десятках фильмов и был задействован в не меньшем количестве театральных постановок. Народный артист Украины, Народный артист СССР, академик и основатель Академии искусств Украины, экс-министр культуры Украины – это далеко не полный список почетных регалий Ступки, к которому, задавшись целью “отрекомендовать” актера, нужно прибегать в последнюю очередь. Для своих почитателей он прежде всего – великий лицедей, сумевший одинаково ярко и неоднозначно сыграть как национального героя гетмана Хмельницкого, так и гетмана Мазепу (стереотипно считающегося националистическим образом), так и далеко не героичного, на первый взгляд, коллаборациониста Блинова. Череду кинообразов дополняет также длинный ряд сценических ролей:  Король Лир, Дон Жуан, Мастер из “Мастера и Маргариты”, Тевье Тевель, Артуро Уи, Эдип, Фрейд… С момента первого выхода на сцену уже прошло 50 лет (14-летний Ступка эпизодически “засветился” в пьесе “Дни Турбиных” в театре родного Львова), а талант не меркнет, душа не устает мучительно переживать, тело – необычайно естественно перевоплощаться. Это не актер одной роли: он поразительно натурально смотрится и в гетманском жупане, и в античной тоге, и практически без одеяния как такового (в нашумевшем спектакле “Не боюсь серого волка”). Как признается сам Ступка, никакого секрета в этом нет: играя генерала ли, бродягу ли, главное – сыграть человека.  Посидеть, подумать, помучиться и, наконец, улечься в прокрустово ложе “иного", позабыв о собственном “я”.

Первая известность пришла с ролью Ореста Звонаря в фильме молодого Юрия Ильенко “Белая птица с черной отметиной” (1971). Отпрыск известной в львовской оперной среде семьи, Ступка выбрал профессию актера против воли родителей, которые хотели для него лучшей доли, чем 80 рублей в месяц. Поступил по-своему и не прогадал… Теперь сам помогает родному театру Франко. Ступка уверен, что в театр нужно вкладывать деньги: на старых декорациях и потрепанных костюмах аншлаг не сорвешь, какой бы гениальной ни была постановка.

К авторитетному мнению матери великий актер прислушивается до сих пор. Она – его главный критик и любимый зритель… Да еще жена, талантливая балерина, оставившая карьеру ради семьи. Они вместе вот уже 38 лет. Лариса признается, что характер у Богдана тяжелый, обижаться есть на что, но когда она видит его в новой роли, то снова влюбляется и забывает обо всём.   

Великая “Ступкиана”, как говорит сам актер, не сделала его снобом: он остался тем же, а вот люди вокруг изменились, слишком многое решают деньги и политика. Очень важно научиться различать политику и искусство, считает Богдан Ступка. Всеми фибрами он – украинский артист, чье кредо – прославлять национальную культуру. И россияне, и поляки, и французы, которые видели Ступку в своих кинопроектах, запомнили: в Украине есть гениальные актеры! И мы от этого только выигрываем!

                                                                                                                    Татьяна Коптева

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация