Луи Басс “Роскошь изгнания” (The Luxury of Exile)

“Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого... При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он  мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете,

10 января 2006, 13:13

“Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого... При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он  мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал, и мерзок – не так, как вы, – иначе...” Это знаменитое высказывание Пушкина по поводу найденных в Европе скандальных дневников Байрона. Знал ли эту фразу англичанин Луи Басс (Louis Buss), когда писал свой дебютный роман – неизвестно. Однако “Роскошь изгнания” очень похожа на попытку доказать обратное: не гений может показаться так же “мал и мерзок”, как мы, а мы, со всеми своими мерзостями, можем быть так же велики и так же недосягаемы в трагизме своего существования, как гении…

Байрон упомянут не случайно. Английский “властитель дум” позапрошлого столетия – главный “закадровый персонаж” и движущая пружина сюжета “Роскоши изгнания”.

Всё начинается как еще один криптографический детектив. Владелец букинистического магазина Клод Вулдридж обнаруживает в одной старинной книге связку писем, принадлежавших перу некоего английского аристократа, который в начале XIX века путешествовал по Европе и был знаком с Байроном. Отдельные абзацы зашифрованы. Когда Вулдриджу с помощью продавца-библиофила (в прошлом шпиона) удается их расшифровать, он приближается к разгадке одной из величайших тайн жизни поэта. Кажется, появился шанс найти страницы из его мемуаров, которые считаются безвозвратно утраченными… Причем мемуары обещают быть весьма скандальными, а значит – недешевыми. Итак, богатого бизнесмена Вулдриджа, всю жизнь поклонявшегося Байрону, ждет путь на материк – под жаркое небо Италии…

Однако квест “найти утраченные мемуары” оказывается ловушкой для читателя. “Роскошь изгнания” – совсем не детектив, и желанная поначалу цель постепенно становится неважной. Вулдридж на всём протяжении книги не находит, а только теряет: доверие дочери, любовь жены, привязанность единственного друга, наконец, родину…  Басс практически прямым текстом говорит нам то, о чём тысячи авторов-детективщиков даже не догадываются: любой Поиск – это прежде всего поиск себя, всё остальное – иллюзия, самообман. Как призрак Байрона, преследующий героя.

Для дебютной книги “Роскошь изгнания” не просто хороша, а изумительно хороша. Клод Вулдридж, этот делец с душой поэта, невероятно симпатичен, а к концу романа вырастает в величественную трагическую фигуру, оставшись один на один со своим одиночеством. Мир, увиденный его глазами, прекрасен, и именно поэтому самому Вулдриджу, с его внутренней пустотой и глухим отчаянием, здесь нет места…

“Роскошь изгнания” – книга, после которой хочется сидеть и думать. Долго-долго. В тишине и одиночестве.

Светлана Евсюкова

Книга была любезно предоставлена интернет-магазином BAMbook .

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация