Иэн Бэнкс “Улица Отчаяния” (Espedair Street)

“Два дня назад я решил покончить с собой”. Удивительно, но книга Иэна Бэнкса (Iain Banks), начинающаяся этими словами и несущая отчаяние в самом названии, на самом деле является настоящей

14 марта 2006, 17:59

“Два дня назад я решил покончить с собой”. Удивительно, но книга Иэна Бэнкса (Iain Banks), начинающаяся этими словами и несущая отчаяние в самом названии, на самом деле является настоящей рождественской историей. Со всеми атрибутами жанра – ошибками, раскаянием, искуплением и обретением счастья.

Героя романа зовут Дэниел Уэйр, или Уэйрд, как назвал он сам себя, подразумевая не то свои странности, не то предопределенность собственной судьбы (английское Weird переводится одновременно как “странный” и “роковой, судьбоносный”). Он – мальчишка из многодетной шотландской семьи, его отец-алкоголик жестоко избивал безответную мать, пока не загремел наконец в тюрьму. Уэйрд сочиняет песни, планирует пройти долгий и тернистый путь к известности с какой-нибудь рок-группой – и оказывается на самой вершине, в свете прожекторов и клубах дыма из сухого льда, быстрее, чем мог себе представить. Этот неожиданно свалившийся на голову успех нокаутирует и его, и друзей-музыкантов гораздо надежнее, чем годы неудач.

Неизвестно, так ли ужасен Уэйрд внешне, как он сам представляет. Это и не важно, потому что на протяжении всей книги мы видим его изнутри, и с этого ракурса он вовсе не выглядит чудовищем, хотя и принцем из сказки его не назовешь. Поэт и музыкант легендарной группы, он так и остается неуверенным в себе провинциалом, мальчишкой, прячущимся в скорлупу, – зеркальные очки, нарочитое косноязычие, небрежность в одежде, экстравагантное жилье… Заикающийся поэт, неудачник с веером платиновых кредиток, бомж в собственном доме, он придумывает тысячи способов уклониться от счастья и находит его, только решившись умереть в морских волнах, а по сути, – наконец доверившись тем самым волнам судьбы, которые согласного несут, а несогласного – тащат.

По воле автора читатель скачет за Уэйрдом туда-сюда во времени, то возвращаясь в настоящее, то уносясь в прошлое – на неделю, на два дня, на семь, десять, тринадцать лет… И в конце концов все-таки соглашается с выводом, что “жизнь идет своим чередом, нимало о нас не задумываясь… опыт помогает, но далеко не всегда, и в конечном счете всё зависит от судьбы, от удачи; ты живешь, ты ждешь, что же случится, и ты почти никогда не можешь быть уверен, что то, что ты когда-то сделал, было правильно или было неправильно, потому что всё могло получиться много лучше, но могло получиться и много хуже”. Так что приходится просто жить, памятуя, что вход может оказаться там, где маячил выход, а надежда поджидает тебя на Эспедер-стрит – Улице Отчаяния…

Ольга Опанасенко

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии (1)

символов 999

Loading...

информация