Алексей Свиридов “Магические штучки”

2 июня сего года исполнилось три года со дня смерти российского барда, легендарного ролевика, сценариста компьютерных игр и писателя-фантаста Алексея Свиридова. 12 сентября ему исполнилось бы 40 лет.

4 июля 2006, 16:34

2 июня сего года исполнилось три года со дня смерти российского барда, легендарного ролевика, сценариста компьютерных игр и писателя-фантаста Алексея Свиридова. 12 сентября ему исполнилось бы 40 лет.

Очевидно, именно эти две даты послужили поводом для выхода книги “Магические штучки”. Помимо “Звирьмариллиона” (пародии на “Сильмариллион” Толкина) и “Малого типового набора для создания гениальных произведений в жанре «фэнтези»”, давно ставших фэн-классикой, в книгу вошли ранее не публиковавшиеся произведения Свиридова. Как пишет в послесловии Дмитрий Власов, повести “Магические штучки”, “Коридор между заборами” и “Сплошные вопросы” были найдены на ноутбуке писателя его отцом уже после смерти Алексея.

При чтении этих произведений (как и повести “Десять минут за дверью” и рассказа “Тетрадь” из этого же сборника) действительно возникает образ “человека, который любил делиться” (Д. Власов). Автор щедро делится с читателем подробностями быта барда, исполняющего свои песни на Арбате (собственный опыт!), разведчиков и военных корреспондентов во времена Великой Отечественной (рассказы деда), техника-смотрителя отстойников очистных сооружений и даже сотрудника Братства Равновесия. Всем им так или иначе приходится столкнуться с “мирами, которые рядом” – за стеной, за дверью, за туманом…

Но в новых произведениях нет ни ехидной издевочки пародий, ни декларируемого в послесловии мастерства – ни с большой, ни даже с маленькой буквы. То и дело спотыкаешься о фразы вроде “Улицы Кодукая днем оказались едва ли не пустынней, чем ночью, и две вроде бы бесцельно бредущие фигуры то и дело оказывались единственными прохожими на всем их протяжении” или “Заметив это, он с некоторым сожалением оторвался от машинки и направился на улицу, заранее поеживаясь в ожидании снова ощутить противную морось”.

Это не самое главное несчастье – в конце концов, многие деятели фэндома некогда взялись за перо или за клавиатуру; кое-кто со временем бросил, кое-кто действительно стал мастером, а кто-то до сих пор рассказывает неуклюжие истории суконным языком. Уверена, к последним Свиридов не примкнул бы, а возможно, в соответствии с утверждением аннотации, “МОГ БЫ СТАТЬ одним из лучших авторов отечественной фантастики” – как теперь судить?

Только не понятно, почему люди, ратующие за сохранение творческого наследия Алексея Свиридова, написавшие на обложке сборника “Легенда отечественной фантастики”, сочиняющие хвалебные рецензии на “Магические штучки”, не взяли на себя труд отредактировать работы покойного друга или хотя бы пригласить корректора?

De mortius aut bene aut nihil (“О мертвых либо хорошо, либо ничего”) – но что в таком случае сказать о живых?..

Ольга Опанасенко

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация