“Богиня: как я полюбила”, 2004

Режиссер: Рената Литвинова.В ролях: Рената Литвинова, Максим Суханов, Светлана Светличная, Виктор Сухоруков, Дмитрий Ульянов, Константин Мурзенко, Константин Хабенский, Елена Руфанова, Андрей Краско,

10 февраля 2006, 16:18

Режиссер: Рената Литвинова.

В ролях: Рената Литвинова, Максим Суханов, Светлана Светличная, Виктор Сухоруков, Дмитрий Ульянов, Константин Мурзенко, Константин Хабенский, Елена Руфанова, Андрей Краско, Ксения Качалина и др.

Описание сюжета фильма “Богиня: как я полюбила”, которое приводится во всех анонсах, в принципе верно. Да, это рассказ о женщине-следователе Фаине (Рената Литвинова), ведущей дело о пропавшем ребенке, которую потом из органов турнули, а она связалась с каким-то профессором Михаилом Константиновичем (Максим Суханов) – да и накололась и умерла. Но, по сути, фильм не о том. Он о жизни и смерти, и о любви до гроба, и после него – это главные темы.

Фаина все время видит сны, и мы их, соответственно, тоже видим. В снах к героине приходит умершая мать (Светлана Светличная) и рассказывает, что там не страшно, что “умереть не бойся – так надо”. Как только речь заходит об ушедших в мир иной, в кадре появляется лесная аллея, обсаженная серыми высохшими деревьями, или зеркала – издревле они помогали заглянуть человечеству в зазеркалье.

Фильм до мелочей – ренато-литвиновский. Она не только сыграла главную героиню Фаню и ее двойников, но и выступила продюсером и режиссером. Если амплуа режиссера игрового кино для нее дебют, то послужной список Ренаты Литвиновой как сценариста велик. Один из самых известных проектов – фильм Валерия Тодоровского “Страна глухих”, снятый по книге Литвиновой “Обладать и принадлежать”. Она же писала сценарий к ленте “Небо. Самолет. Девушка” (2002). А ренато-литвиновский стиль, да еще и при такой концентрации, ни с чем не спутаешь, вот и получилась “Богиня” очень талантливой, стильной и со своими манерами (для некоторых жеманными).

Стильность балансирует на тонкой грани между манерностью и юмором. Например, вдруг появляется истерично вопящая женщина: “Я – звезда, я – звезда вашего периода!” Серьезно это или с иронией? Думаю, второе, и даже с сарказмом. Или в местной забегаловке, где “нельзя отравиться только коньяком”, две сестры, Ботя и Киля, две настоящие дородные тетки, исповедуются в кадре на фоне постеров модного журнала Vogue. Иначе как тонкой иронией эти кинопассажи не назовешь.

Не лишен фильм и изрядной доли “достоевщины” – идей преступления и наказания, вины, ответственности и искупления. Отец пропавшей девочки рассказывает следователю Фаине, дескать, почему его дочь похитили: “Я сотворил беду – погубил собачку”. Сама Фаня отправляется в мир мертвых со словами: “Я их найду – я виновата”.

Фильм изумительно красив, некоторые кадры – это эффектные коллажи. Для того чтобы они стали картиной, достаточно рамки. И в эту сферу красивости попадают вещи, образы, которые в обычной жизни, кроме отвращения и сочувствия, ничего бы не вызвали. Это и человек, держащий в руке свое сочащееся кровью сердце, это и собирающая окурки Фаня, это и бомжиха, наряд которой – полиэтиленовый мешок на голове и всклокоченные волосы – выглядит как аристократическая прическа.

Название фильма “Богиня: как я полюбила” намеренно заигрывает и лукавит со зрителем. Если начистоту, кино нужно было назвать: “Что такое любовь”, “Любовь – это наше «всё»”, или как-то в этом духе. Дело в том, что героиня так и не познала в своей жизни это чувство (это не моя выдумка, это ее признание), и умирает она одиноко, от “сердца”, скрючившись на асфальте и сжав на груди следовательский протокол. Как поет Земфира в саунд-треке к фильму: “Мама, плохие новости, герой умрет в начале повести”. А вот говорят о любви много и охотно, два персонажа – пожилые одинокие врачи, даже, как Ромео и Джульетта, закалывают себя, когда перед ними замаячила угроза разлуки. Под финал фильма Рената Литвинова, не боясь банальности тиражирования, заставила массу народа произносить одно-единственное слово: “Любовь”, да так эффектно, что от этих шевелящихся в кадре губ, любовь, как жилка, начинает пульсировать в головах зрителей.

Не исключено, что кому-то “Богиня” покажется жеманной, излишне натянутой, манерной и необоснованно прихотливой. Но, думается, в любом случае, фильм вызовет сильный эмоциональный отклик, а добиться этого – уже искусство.

Ксения Владимирова

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии (1)

символов 999
  • АсСОЛЬка 18 лет назад

    Высоко..очень высоко и немного страшно,нужно только побывать там откуда Она..хоть чуточку ...ЛЕТАЙТЕ....Я С ВАМИ.!! В фильм влюбилась сразу. Да, многие могут говорить об излишней манерности Ренаты Литвиновой, которая в этом фильме не только исполнительница главной роли, но и сценарист и режиссер. Но именно эта манерность отрывает нас от обычного взгляда на вещи, явления – и открывает то, на что за привычностью жизни не обращаешь внимания. Если в афишах увидите скупые слова: "Следователь Фаина расследует дело о загадочном исчезновении девочки..." - забудьте их. Фильм не об этом. Да, в этом уголовном деле будут найдены и те, кто похитил девочку, и сама девочка...Но это будет еще в середине фильма, когда до финальных титров еще далеко. Так про что же фильм? Про любовь. Сюжетная линия фильма будет вечно прерванной. Как и само чувство любви. Оно всегда прерывается и воскрешается вновь. И не раз. Про нелюбовь. Неуютно жить на Земле тем, кто не любит. Не от того ли они так легко вонзают в себя острые холодные ножи и легко шагают в открытое окно… Про смерть. В фильме ее много, но ее не боишься. «Хорошо бы жить так долго и долго…, любить и любить тебя. И чтобы ты был бессмертен, ни в коем случае не опередил меня…не убежал, я так называю смерть. Она такая не страшная, но пусть она никогда не приближается к тебе». Про жизнь. Жизни в фильме не меньше, чем смерти. Жизнь в ее контрастных проявлениях: старый измученный кафель с модными плакатами Vogue… суп с коньяком… Героиня словно всю жизнь живет по нечетным дням…и даже «уходит» в нечетный час…Все так странно, но почему-то обыденно. Гармонично сливаются воедино противоречия. И ты понимаешь, что это и есть жизнь. Про смысл жизни. О том, что он есть, и состоит из знакомого до боли всем слова - любовь. «Смысл жизни есть – любовь…любовь…любовь…» «Тело мое нашли в 5 утра на станции Речного вокзала. Руки мои были исколоты, а смерть моя наступила в результате остановки сердца…Как я и предсказывала. Со мной нашли папку с протоколом: на одной странице было нарисовано лицо, а на обратной стороне вопрос о смысле моей жизни…А все остальные листы были исписаны ответом. И это было только одно слово - Любовь….» P.S. Титры уже заканчивались, а я все сидела, завороженная фильмом и soundtrackom.

    Прокомментировать Мне нравится
  • АсСОЛЬка 18 лет назад

    Высоко..очень высоко и немного страшно,нужно только побывать там откуда Она..хоть чуточку ...ЛЕТАЙТЕ....Я С ВАМИ.!! В фильм влюбилась сразу. Да, многие могут говорить об излишней манерности Ренаты Литвиновой, которая в этом фильме не только исполнительница главной роли, но и сценарист и режиссер. Но именно эта манерность отрывает нас от обычного взгляда на вещи, явления – и открывает то, на что за привычностью жизни не обращаешь внимания. Если в афишах увидите скупые слова: "Следователь Фаина расследует дело о загадочном исчезновении девочки..." - забудьте их. Фильм не об этом. Да, в этом уголовном деле будут найдены и те, кто похитил девочку, и сама девочка...Но это будет еще в середине фильма, когда до финальных титров еще далеко. Так про что же фильм? Про любовь. Сюжетная линия фильма будет вечно прерванной. Как и само чувство любви. Оно всегда прерывается и воскрешается вновь. И не раз. Про нелюбовь. Неуютно жить на Земле тем, кто не любит. Не от того ли они так легко вонзают в себя острые холодные ножи и легко шагают в открытое окно… Про смерть. В фильме ее много, но ее не боишься. «Хорошо бы жить так долго и долго…, любить и любить тебя. И чтобы ты был бессмертен, ни в коем случае не опередил меня…не убежал, я так называю смерть. Она такая не страшная, но пусть она никогда не приближается к тебе». Про жизнь. Жизни в фильме не меньше, чем смерти. Жизнь в ее контрастных проявлениях: старый измученный кафель с модными плакатами Vogue… суп с коньяком… Героиня словно всю жизнь живет по нечетным дням…и даже «уходит» в нечетный час…Все так странно, но почему-то обыденно. Гармонично сливаются воедино противоречия. И ты понимаешь, что это и есть жизнь. Про смысл жизни. О том, что он есть, и состоит из знакомого до боли всем слова - любовь. «Смысл жизни есть – любовь…любовь…любовь…» «Тело мое нашли в 5 утра на станции Речного вокзала. Руки мои были исколоты, а смерть моя наступила в результате остановки сердца…Как я и предсказывала. Со мной нашли папку с протоколом: на одной странице было нарисовано лицо, а на обратной стороне вопрос о смысле моей жизни…А все остальные листы были исписаны ответом. И это было только одно слово - Любовь….» P.S. Титры уже заканчивались, а я все сидела, завороженная фильмом и soundtrackom.

    Прокомментировать Мне нравится

Loading...

информация