Паскаль Брюкнер “Похитители красоты” (Les voleurs de beaute)

“Красота страшна” — Вам скажут…“Красота проста” — Вам скажут…“Не страшна и не проста я;Я не так страшна, чтоб простоУбивать; не так проста я,Чтоб не знать, как жизнь страшна”.Александр БлокМаленький

7 ноября 2005, 11:37

“Красота страшна” — Вам скажут…
“Красота проста” — Вам скажут…
“Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна”.
Александр Блок

Маленький роман Паскаля Брюкнера (Pascal Bruckner) “Похитители красоты” дарит многое: под одной обложкой и детектив, и философская притча, и прекрасная легенда, и психологическая повесть. Одним словом, нам в руки попала тонкая штучка.

Действие книги происходит в двух местах — в Париже, возле собора Парижской Богоматери, и в Швейцарских Альпах, на маленькой вилле “Сухоцвет”.

Некая пара возвращается во Францию после каникул в Швейцарии. Элен — молодая, красивая, богатая, энергичная, и ее спутник Бенжамен — рано постаревший, вечно вялый и апатичный писака-бумагомарака. Казалось бы, в писательском деле ему сопутствует  успех и удача, но только он и Элен знают, что его книги — это грандиозная афера-плагиат: сюжет, герои, фразы — всё заимствовано. Просто никто не удосужился разоблачить этот лживый коллаж и эффектное попурри. Состоятельная девушка берет на содержание приглянувшегося ей интеллектуала. К тому же, убеждена она, будущего великого писателя.

Ездить дорогами Швейцарии небезопасно. Машина попадает в полосу сильного снегопада. По счастливой случайности любовники замечают коттедж и думают, что они спасены. Лучше бы они перемерзли ночь, согревая друг друга только теплом своего тела, чем оказались в плену этого с виду гостеприимного дома.

Хозяева виллы — стареющая интеллигентная пара. Франческо Спаццо–Стейнер преподает философию, а Жером Стейнер — бывший троцкист, долгое время хипповавший, активный деятель контркультуры, а теперь спрятавшийся от жизненных перипетий в тихом, укромном местечке. Молодость обоих была весьма бурной, насыщенной любовными похождениями и всяческими излишествами. Но эти деньки уже безвозвратно прошли.

Не прошло и дня, как Бенжамен раскрывает страшную тайну стариков. Оказывается, в подвале своего дома супруги держат взаперти молодых женщин. В тюрьме томятся не любые женщины, а только писанные красавицы, которые в невыносимых условиях — их замуровывают в склепах, с ними никто не разговаривает — за два года превращаются в старух.

Зачем, спрашивается? О, это целая философия! Престарелый Казанова и увядающая растолстевшая ведьма, которым уже не под силу соблазнить молоденьких юношей и девушек, считают красоту оскорблением, источником горя и причиной всех земных бед. Стирая красоту и юность с лица земли, они мечтают восстановить справедливость. В общем, идеологический компенсирующий бред.

По всем параметрам Элен им подходит, и чтобы спасти свою возлюбленную, наш лысоватый альфонс должен привезти из Парижа трех красоток — взамен…

Вот такую историю рассказывает пациент психиатрической больницы Бенжамен молодому врачу и начинающему психиатру, доктору Матильде Аячи. Что это, — шаловливая выдумка писателя, бред сумасшедшего или истинная правда? Главное не в этом, главное, что Матильда — как раз те глаза и те уши, которые способны подобные россказни понять.

Она удивительно красива. Но тяготится своей красотой. Взгляды, которыми ощупывают ее незнакомые люди, высасывают из нее жизнь, — кажется ей. Она предпочитает проснуться старухой, вычеркнув из памяти всё, что с ней происходило, как она жила, кого любила. И для нее рассказ о похитителях красоты становится толчком, который выталкивает ее из состояния умирания и апатии к полнокровной жизни.

Думаю, эту прекрасную притчу надо читать, периодически поглядывая на открытку с видами Notre Dame de Paris, на скульптурах которого химеры уживаются с гармоничными формами святых. Тень Гюго и героев “Собора Парижской Богоматери” не однажды мелькает на страницах повести Брюкнера.

И в заключение одно философское наблюдение. Такая книга и такая философия, согласно которой красота губительна (а ведь речь идет не только о физической привлекательности, но и обаянии, и о душевном состоянии), не могла быть написана в Средние века. И не потому, что в те далекие времена романов как таковых не было, и не потому, что любая светская тема с трудом артикулировалась, а потому что тогда люди по-другому мыслили. Они с рождения знали, что триединство “истина — добро — красота” нераздельно.

Ксения Владимирова

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация