“Белая ворона” на сцене Театра русской драмы

Статья о том, кто, как и зачем заново ставил в театре вышеозначенную “Ворону” Авторы: Юрий Рыбчинский, Геннадий Татарченко. Режиссер: Анатолий Хостикоев. В ролях: Юлия Вдовенко, Игорь

30 августа 2005, 14:22

Статья о том, кто, как и зачем заново ставил в театре вышеозначенную “Ворону”

Авторы: Юрий Рыбчинский, Геннадий Татарченко.

Режиссер: Анатолий Хостикоев.

В ролях: Юлия Вдовенко, Игорь Рубашкин, Анатолий Хостикоев, Наталья Сумская, Богдан Бенюк.

Художник-постановщик: Данил Таранин.

Кто

24–28 августа в Киеве стараниями компании “Бенюк и Хостикоев” на сцене Национального академического театра русской драмы был воссоздан легендарный спектакль “Белая ворона”. Рок-опера о Жанне д’Арк Юрия Рыбчинского и Геннадия Татарченко в свое время имела шумный успех и на протяжении многих лет шла в стенах театра им. Ивана Франко.

Что заставило режиссера антрепризы Анатолия Хостикоева снова заглянуть в пятнадцатый век в поисках ответов на вопросы современности, думаю, понятно, — это завораживающее слово “свобода”. Она делает человека человеком, а толпу народом — такова основная тема оперы. Ее, как известно, “не спинити” — таковы доминирующие настроения в обществе.

О ком

“Она была белая, не такая, как все воронье” — слова этой песни, с десяток лет тому назад столь популярной в исполнении Валерия Леонтьева, не все соотносили с событиями Столетней войны и подвигами Орлеанской девственницы. Но именно так охарактеризовал Юрий Рыбчинский Жанну д’Арк.

В 1429 году девушка, слышащая голоса ангелов, возглавив войска, освободила Орлеан от осады англичан, а затем в Реймсе короновала дофина Карла VII. Однако потом ее предал король, предала церковь, и предал народ. На одной из пресс-конференций Анатолий Хостикоев назвал эту тему вечной: толпа сначала лидера возносит, а потом сжигает.

Вся эта история, шаг за шагом, предстает перед взором зрителя — но, правда, в немного искаженном и гротескном виде. Дело в том, что события шестисотлетней давности пересказывает один чудак своему сыну. А этот восьмилетний представитель XXI века не мыслит себе французов иначе, как пожирающими лягушек, а бургундцев — разъезжающими на мотоциклах, название же городка Домреми переделывает в “до-ре-ми”. И его восприятие на два часа спектакля становится нашим, мы видим эту историю так, как в своем воображении пытается увидеть он.

Надо сказать, это очень сильный ход — заставить ребенка проникнуться сочувствием к событиям давно минувших дней. Сперва он только заинтригован, потом ему любопытно: он бродит между героями, как в Музее восковых фигур, — вот Жанна, вот король, вот шут; в финале же он будет единственным, кто оплачет гибель всенародно любимой воительницы. 

Как

Из бесспорных достоинств “Белой вороны” особенно следует отметить удивительно красивую постановку спектакля.

Вот, казалось бы, обыкновенные качели… В начале — это символ беззаботности, счастья, девичьих мечтаний о любви и семье. В конце — это орудие казни.

Вот Жанна на помосте говорит что-то о Родине и свободе, и свет сфокусирован так, что мы видим у нее за спиной крылья. Они даже движутся и могли бы унести ее ввысь, к ее ангелам, но она пока жива и прикована к земле.

Вот сцена коронации, где все подчеркнуто “не настоящее” — и король, и корона.

А вот и костер — завораживающее зрелище.

Зачем

Рок-опера интересна и многопланова — она о любви, об идеалах, победах и поражениях, о предательстве, о толпе и ее лидерах, о простых людях и сильных мира сего; о свободе, наконец. Но воспринимается все это на сегодняшний день, с моей точки зрения, весьма неоднозначно, и, скорее всего, как анахронизм. Свобода — это крепкий, хмельной напиток, но, к сожалению, почти всегда с горьким “послевкусием”. И если, например, десять лет назад “накал страстей” в зале и на сцене мог быть уравновешен, то сейчас это вряд ли... Мы стали прагматичнее и даже циничнее — в результате тонны пафоса растрачиваются впустую.

Вместо послесловия

После того как отгремели овации и был опущен занавес, спектакль был дополнен еще одним действием — цветы и памятные подарки артистам вручили от имени Юлии Тимошенко. Мнение премьер-министра Украины не совпало с моим — она признала рок-оперу о подвигах французской героини и ее гибели из-за предательства чрезвычайно актуальной и злободневной. Одним словом, история Орлеанской девственницы не оставила равнодушной женщину, ставшую символом “оранжевой революции”.

Елена Харитоненко

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация