Марина Воинова: “Мой слушатель – думающий человек...”

Марина, что для Вас музыка? — Музыка для меня — это и профессия, и мировоззрение, и образ чувствования, и способ жизни. На самом деле, ответить на этот вопрос крайне трудно, всё равно, как

11 октября 2005, 12:32
  1. Марина, что для Вас музыка?
— Музыка для меня — это и профессия, и мировоззрение, и образ чувствования, и способ жизни. На самом деле, ответить на этот вопрос крайне трудно, всё равно, как определить, что значат крылья для птицы или Солнце для Вселенной. 
 
  1. Каким Вы видите слушателя своей музыки?
— Думающим человеком с определенными духовно-эстетическими стремлениями и достаточно свободным от художественных предрассудков.
К сожалению, существует расхожее заблуждение, будто современная академическая музыка, в частности, так называемого авангардного направления, очень трудна для восприятия неподготовленного слушателя. Что она недоступна широким массам и отталкивает своим неблагозвучием с точки зрения привычных классических норм и понятий. Но, мне кажется, это далеко не так.
Дело в том, что ХХ век стал действительно временем возникновения огромного числа самых разных музыкальных стилей. В “серьезном” искусстве наступило время небывалого новаторства, художественно-эстетических потрясений, экспериментов и открытий. Произошел коренной пересмотр самих основ искусства и освоение его новых законов. Это сложный и долгий вопрос, достойный отдельной темы для целой диссертации. Но если вкратце всё-таки охватить эту проблему, то, наверное, следует сказать, что “революция” в современной музыке связана с её поворотом от сферы субъективно-чувственной к объективно-технологической. Причем, прежде всего на уровне самого творческого процесса (то есть, собственно композиторской техники как метода сочинения музыки, куда на “подмогу” начинают приходить самые разные внемузыкальные средства: например, электроника и компьютерные программы).
XIX век был эпохой романтизма, который привнес в искусство культ чувств и определил подход к музыке как области интимно-личного, эмоционального переживания и самовыражения. Красивые мелодии были очень важны и воплощали композиторские чувства, которые и составляли смысл музыки. В ХХ веке этот смысл заменили новые приемы письма. Произошел поворот к интеллектуальному началу, опирающемуся на чисто конструктивные параметры, основанные на понимании музыки и эстетическом переживании её красоты. То есть становится важно не столько что сделано, сколько как сделано. Причем, если раньше понятие стиля связывалось с конкретной школой и традицией, то современный творец пытается выдвинуть свой собственный, индивидуальный стиль и метод, принципиально неповторимый и неприменимый для других. Новое музыкальное содержание и художественный мир музыкального сочинения, таким образом, превращаются в важную творческую задачу, которую необходимо придумывать каждый раз заново. Вот и я в каждом из своих сочинений пытаюсь по-своему разрешить её.
Конечно, чтобы слушателю понять мою музыку, вовсе не обязательно знать всё это. Но всё же необходимо осуществить определенную интеллектуальную работу и духовные усилия, перестроить свой “угол слуха”, как говорил выдающийся современный французский композитор Пьер Булез. 
 
 
  1. Что Вы хотите сказать своим слушателям?
“Мир прекрасен и всё в нём дивно” (Борхес) + см. п. 2.
 
  1. Есть ли будущее у органной музыки?
— На эту тему я написала большую статью.
 
  1. Ваш слушатель за рубежом – какой он?
— Увы, но пока сравнить не удалось, так как за рубежом я не играла, в основном исполняют мою музыку.
 
  1. Ваш любимый композитор?
— В разные периоды жизни мне нравились разные композиторы. Я развивалась, менялись и мои музыкальные пристрастия. Но в целом, это были определенные стилевые направления, особым образом разрабатывающие критерий красоты в музыке. На мой взгляд, именно красота — ключевое понятие для эстетики искусства.
Если перечислить кого-то конкретно, то, пожалуй, это и импрессионисты, и Скрябин, и Мессиан, и Бах, и Эдисон Денисов, и… джаз. Очень сильны влияния французской музыкальной культуры. 
 
  1. Любимый инструмент (где, какой и почему)?
— Орган Большого зала Московской консерватории. Это — исторический инструмент выдающегося французского мастера Аристида Кавайе-Колля, его последнее детище. Он был построен в 1899 году и простоял до 1901 года на Всемирной выставке в Париже, поэтому попал в зал только через какое-то время. На его праздничном открытии играл сам Шарль-Мари Видор, известный французский композитор и органист-виртуоз. Таких инструментов в России больше нет, его “голос” уникален, как, впрочем, любого другого органа. Но этот орган особенный, я очень люблю его. Он способен звучать как настоящий симфонический оркестр, и прекрасен в ансамблях. Мне посчастливилось играть на нём, в том числе и свои собственные сочинения.    
 
  1. Ваши впечатления от Киева?
— У меня потрясающие впечатления от Киева и своего концерта в Зале камерной и органной музыки. Понравилось всё: и памятники архитектуры, и просто лица людей на улице, и музыкальная украинская речь, и отношение слушателей, и совершенно удивительная природа, и сам дух колыбели славянской культуры. Каждый момент я ощущала, что нахожусь на исторической земле, своей прародине. Это непередаваемо! 
 
  1. Советы будущим музыкантам (студентам консерватории)...
— Честного отношения к своему делу.
 
  1. О себе (биография, любимые концерты, творческие планы):
— Я окончила Московскую консерваторию как композитор в 1998 году, и органистка — в 1999 году. Там же училась в аспирантуре по специальностям “композитор” и “теория музыки”. Написала кандидатскую диссертацию о проблемах современной органной музыки под руководством выдающегося музыкального ученого, основателя целой научной школы, Юрия Николаевича Холопова. Защитилась в 2003 году, к сожалению, уже после его кончины. Вообще, мне очень повезло с учителями. Мне посчастливилось учиться у прекрасных музыкантов, много давших мне не только в профессиональном плане, но и на человеческом уровне. Среди них, например, увы, уже ныне покойные, Олег Григорьевич Янченко (класс специального органа), Елена Вильгельмовна Гладилина (класс общего фортепиано), ученица легендарного пианиста Г.Г. Нейгауза. Они помогли мне ощутить себя частью великих традиций Московской консерватории, что очень почетно и ко многому обязывает.

Из официальных сведений: член Союза композиторов России (с 2000-го), Ассоциации органистов России (2001), международной авторской ассоциации SACEM (Франция). Концертная деятельность с 1997 года, выступала с гастролями в Киеве, Полоцке, Минске, Калиниграде, Нижнем Новгороде. Художественный руководитель проекта “Современная органная музыка”. Автор около 30 музыковедческих статей, интервью и рецензий. Редактор-составитель двух нотных сборников современной музыки московских композиторов, участник редколлегии первого в России профессионального журнала о современной музыке “Трибуна Современной музыки”. Соучредитель Баховского общества Московской консерватории. Автор музыки для органа, камерных, вокальных и хоровых сочинений. В настоящее время преподаю в Московской консерватории, выступаю с концертами в качестве органистки, пишу музыку.

Каждый проект и концерт по-своему незабываем и, конечно, очень дорог мне. Ведь это не развлечение, а — часть жизни, огромный труд и эмоциональное напряжение. Невозможно не выкладываться до конца, и мне трудно выделить что-то конкретное. Просто есть разные творческие задачи и степень успеха их воплощения, реализации. Здесь, конечно, бывали яркие, незабываемые страницы. Одна из таких — концерт в Киеве (см. п. 8).
Планов всегда очень много. Вот и в ближайший год предстоит целый ряд интересных проектов. Из композиторских — исполнение моих сочинений на крупнейших музыкальных фестивалях: “Варшавская Осень” в сентябре и “Московская Осень” в ноябре. Это очень серьезные акции, поскольку они имеют солидный статус и значительный резонанс в европейской музыкальной среде. Будет ещё одна премьера на фестивале японской музыки в Москве — “Душа Японии”, для которого меня попросили написать специально сочинение. В декабре эта пьеса, надеюсь, прозвучит в Малом зале Московской консерватории. Там же в январе мне предстоит выступить с сольной программой органной музыки, прозвучат премьеры сочинений современных авторов из разных стран. Это и музыка моих друзей, и “классиков”. Короче, жизнь бурлит…


Москва, 1 сентября 2005 года
Марина Воинова
 
Интервью подготовила Наталия Дубяга

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии (1)

символов 999
  • пупс 18 лет назад

    Очень интересно! Только не надо бояться чувств. Красота и чувства неразделимы. Конечно, с чувствами оно небезопасно, но... это как у Пастернака ("Когда б я знал..."), или никак. Привет.

    Прокомментировать Мне нравится
  • пупс 18 лет назад

    Очень интересно! Только не надо бояться чувств. Красота и чувства неразделимы. Конечно, с чувствами оно небезопасно, но... это как у Пастернака ("Когда б я знал..."), или никак. Привет.

    Прокомментировать Мне нравится

Loading...

информация