Об Украине

1.     Украинское казачество2.     Психологические особенности украинцев 3.     Обычаи и обряды украинцев4.      Украинская кухня 5.     Национальная одежда украинцев 6.     Украинская символика:

1.     Украинское казачество

2.     Психологические особенности украинцев

3.     Обычаи и обряды украинцев

4.      Украинская кухня

5.     Национальная одежда украинцев

6.     Украинская символика: знаки старинных вышивок

7.     Семейные обереги в Украине

 8.      Украинский рушник — история украинского народа

9.     Украинский фольклор

10. Украинская декоративная роспись: петриковка



1.      Украинское казачество

После татарского нашествия и разорения Киевской Руси в XIII в., богатейшие ее области к югу и к юго-востоку от Киева, по обеим сторонам Днепра, почти совершенно опустели. Постоянные набеги на эти области обосновавшейся в Крыму части растаявшей татарской орды, делали нормальную мирную жизнь на этих землях почти невозможной. Разоренные татарами, цветущие когда-то города Киевской Руси не отстраивались, пустели и приходили в полный упадок. Вне городов лишь кое-где существовали разрозненные поселения под постоянной опасностью татарских набегов.

Земли эти в течение XIV века, как уже упомянуто, перешли под власть Великого княжества Литовского. Но практически, оно не могло освоить и использовать эти богатые, но пустынные земли. Потому что не могло обеспечить от татарских набегов и охранять свои юго-восточные границы.
 
Возможность жить на этих землях охотой, рыбной ловлей и случайными грабежами привлекала как украинских, так и татарских скотоводов, редких купцов и, вообще, мирных жителей. Небольшими группами-отрядами бродили они по этим землям, нередко имея в одном отряде и татар, и славян, и делая еще более трудной и опасной и без того нелегкую жизнь редкого и малочисленного населения. Назывались они казаками.

Сo второй половины XV века общее положение на этих землях начинает быстро и резко меняться. Польско-католическое национальное, религиозное и социальное давление на православное население Украины вызывает бегство в южные и юго-восточные окраины всех, не мирившихся с этим давлением. Были эти люди активные, волевые, способные к борьбе. Уйдя от власти часто целыми семьями, они оседают целыми селениями на тогда еще “вольных землях” и начинают заниматься привычным для них земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством (добыванием меда и воска).

Но их мирному труду мешают нападения и набеги как татар, так и бродячих шаек. Для отражения этих набегов и нападений население вооружается и начинает с ними успешную борьбу. Организованные по-военному, с выборными командирами, они быстро ликвидируют шайки и отбрасывают татар на юг, обеспечивая этим относительно мирную жизнь в своих поселениях. Сами себя начинают называть казаками.

К концу X века, это, самотеком возникшее, казачество уже представляет из себя реальную силу и является центром пока что не организационным, а только идейным, национально-религиозно-социальных устремлений населения Украины.
 
Постепенно казачество росло. Не только количественно, но и качественно. Соседство с татарами и беспрестанная борьба с ними не только нередко давала казакам богатую военную добычу, но и держала их в постоянном военном напряжении, что делало из них опытных воинов, хорошо знакомых с военным делом вообще, и с особенностями войны с татарами в частности.

Никем и ничем в начале казаки не стеснялись. Пока феодалы (шляхта, магнаты) не обратили внимание на эти богатые земли и не начали постепенно накладывать на них руку. Ведь казаки устраивали свою жизнь по своему вкусу и усмотрению. Полная личная свобода, неограниченное и не отягощенное никакими налогами владение землей и ее плодами, свободно выбранное самоуправление, суд, полная равноправность всех казаков, — вот те принципы, на которых казаки устроили свою жизнь в ранний период своего существования.

Следующим важным этапом усиления украинского казачества стало создание Запорожской Сечи. Эта страница истории, можно сказать, писана под диктовку черкасского и каневского старосты Дмитрия Вишневецкого, который в 1552 году на острове Малая Хортица замыслил создать форпост казачества. В итоге же Малая Хортица стала не только укрепрайоном и передним краем для украинского воинства, но и центром всех низовых казаков, основавших здесь военно-полевую республику. С выборностью всего руководства вплоть до полковников, своеобразным типом правления, совещательным органом и даже подобием военного трибунала, который жестоко карал даже за малые провинности, цементируя дисциплину.

Надо сказать, республика эта была сугубо однополой. На Сечи действовал обет безбрачия. Иначе говоря, всяк сюда “входящий” добровольно обрекал себя на военно-монастырский образ жизни. Тех, кто не выдерживал “тягот и лишений”, впрочем, легко отпускали, предварительно наградив ярлыком гречкосея. О чем это говорит? О том, что землепашцами запорожцы себя уже не ощущали, это были не только по роду деятельности, но и на ментальном уровне люди военного сословия. Наряду с вредными привычками, казаки оставляли в прошлом и фамилии. Взамен награждали друг друга заковыристыми прозвищами. Например, долго гостивший в их куренях будущий фаворит Екатерины и светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический, очевидно за недостаточно опрятный вид, был кем-то из острословов наречен Грицьком Нечесой.

Жили запорожцы первое время все вместе в Сечи, каждый курень — в отдельном помещении, носившем то же название и представлявшем собой сплетенный из ивняка шалаш, покрытый сверху конскими шкурами; в каждом курене велось свое хозяйство, и на общие средства содержался стол для всех его членов. Обычной пищей были соломаха (ржаное квашеное тесто), тетеря (похлебка из ржаной муки) и щерба (рыбная похлебка). Порядок внутри запорожской общины поддерживался строгой дисциплиной: жившие грабительскими набегами, запорожцы строго наказывали воровство в собственной среде, казня за него смертью; так же карался и всякий разбой и насилие в мирных христианских селениях; ссора между товарищами запрещалась.

По материалам:
www.ukrstor.com , www.tovarish.com.ua , www.world-history.ru,  www.ukrembassy.kepter.kz.
 
 
2.      Психологические особенности украинцев
 
Украинцам свойственны: напористость; деловая активность и настойчивость; старательность, аккуратность и исполнительность; стремление обязательно добиться желаемого результата; самостоятельность; повышенная потребность в самовыражении и одобрении других. Украинцы в своем большинстве меркантильны, злопамятны, мстительны. Высоко ценят комфорт.

Во всех делах украинцы стремятся отличиться, быть в числе первых, быстрее других достичь успеха, как можно скорее закрепить его и развить. Украинцы быстро адаптируются к новым условиям, легко находят взаимопонимание с представителями других наций
.
 
К числу особенностей их национального характера можно отнести: обстоятельность, нелюбовь к спешке, активность, раскованность поведения, честолюбие, желание показать себя, капитальность (“візьмеш в руки — маєш вещь”, утонченные, изящные вещи ассоциируются у них с “немужскими”), бережное отношение к вещам и т. д.

…Массивность, огрубленность форм… соответствуют представлению украинцев о капитальной, “мужской” вещи. Заниженность (по высоте) горизонта общения, горизонта восприятия окружения — одна из особенностей, отличающая украинцев от остальных представителей юго-восточных славян. Украинцы не склонны беседовать “сложа руки”, любая их беседа сопровождается непринужденной моторной активностью...

Украинцы, в отличие от белорусов, не предрасположены к созерцанию, уединению. Отдыхая, они стремятся продемонстрировать удаль, веселье, любят танцы и музыку… Пристрастие украинцев к спорту, особенно к велосипедному и тяжелой атлетике, очевидно.

Соперничество украинцев — это противоборство людей, желающих и умеющих показать себя, свою силу, ловкость и умение.

Следует отметить, что украинцы любят обедать основательно, и к необходимости перекусывать (бутербродами и пр.) относятся с неодобрением.

К хозяйке в Украине относятся уважительно, но место ее в дальнем конце стола, на втором плане. Само обслуживание стола традиционно относится к “немужскому” делу. Понятно, что сегодня это не носит столь острого характера, как раньше. И тем не менее...

Ценность смысла равенства восходит у украинцев к Запорожской Сечи, “мужской вольницы”. Казак, приготавливающий обед, был там хозяином ситуации.
 
Известный украинский философ Д. Чижевский, а вместе с ним и многие другие деятели украинской культуры, отмечали такие черты “психического склада украинца”, как “эмоционализм и сентиментализм, чувствительность и лиризм”, которые обусловливают эстетизм, обрядовость украинской народной жизни, своеобразный украинский юмор, а также индивидуализм, связанный со стремлением к переходу во все новые формы и с психической эволюцией (“артистизм”).

Но в этих же особенностях заключена возможность и негативных черт. Д. Чижевский дает такую комплексную характеристику украинца: украинец ценит “больше широкий жест, чем глубокий смысл, больше размах и количество, чем внутреннее качество, больше выражение, формы выражения смысла, чем сам смысл, одним словом — ценит больше “казаться” чем “быть”.  
 
Использовался материал: www.fraza.com.ua/analitics .
 
 
3.      Обычаи и обряды украинцев

Старинные украинские обычаи, обряды и поверья актуальны и в наши дни. Они передаются из уст в уста и составляют поэтическую обстановку Украины, ее народа, драгоценность старины, завещанной от предков.

Празднование Рождества и Нового года начинается вечером 24 декабря (6 января по новому стилю) и носит название “багатой кутьи”, “вылии” или “коляды”. Существует поверье, если ночь звездная — будет хороший урожай. Хозяин обвязывает соломенными жгутами деревья в саду, чтобы хорошо “родили”. На столе, кроме других яств, обязательно стоят “кутья” с медом или маком, покрытая кнышем (вид коржа), и “узвар” из сушеных яблок и других плодов. Стол украшен небольшим пучком соломы. Зажигается свеча. С появлением звезды начинается ужин, заканчивающийся кутьей. Первую ложку кутьи хозяин выносит во двор, приглашает Мороза отведать, чтобы не было поздних весенних заморозков. После ужина хозяин с закрытыми глазами вытягивает стебель из пучка соломы. Если он окажется длинный, то будет хороший урожай пшеницы.
 
На Рождество и до праздника Богоявления девушки и дети колядками под окнами величают хозяина и его семью. В ответ их одаривают пирогами и деньгами. Колядники ходят с фонарем в виде звезды или луны. Парни ходят колядовать с “козой” (бревно, покрытое шубой). Ее водят с музыкой, под звуки которой она пляшет. На второй день праздника “Рождества Христова” женщины приносят хлебы в храм в честь родившей Богоматери. Народ верит, что в святые дни можно только ощипывать кур. Другую работу делать нельзя, так как в эти дни ведьмы шатаются по земле. Молодежь гадает.

31 декабря (13 января) на “Меланки” каждая хозяйка приготовляет “кныши”, пироги, колбасы, начиненные гречневой кашей, и вареники. Этот вечер называется “богатым” или “щедрым”. В этот день начинают приучать молодых волов к работе. Остатки соломы от “богатой кутьи” скармливают свиньям. Забывают ссоры, взаимные обиды, чтобы в Новом году все было хорошо. Дети ходят под окна к соседям петь “щедривки”, за что им дают немного денег и лакомства. При этом они наряжаются кто медведем, кто бабой (Меланка). 1 января мальчики ходят по хатам сеять-посыпать смесью ржи, пшеницы, гороха, проса хозяина и хату “на счастье, здоровье на новое лето”. Девушки гадают на суженого.

Последнюю перед Великим постом неделю нужно провести весело, т. к. впереди целых семь недель сурового поведения и всяких ограничений. Каждый день этой недели имел определенные особенности и интересные обычаи. Рассмотрим каждый из них.

В понедельник женщины шли в корчму и начинали праздник Масленицы. Если же к их компании хотели присоединиться мужчины, то им на шею цепляли колодку, снять которую можно было только выставив магарыч. Во вторник женщины опять в корчме. После гуляния в корчме все выходили на улицу, где устраивались веселые забавы, которые длились почти весь день.

Среда не связана с какими-нибудь действами и называется “Знобы-бабы”. Понятно, что Масленица — это настоящий рай для женщин, т. к. в четверг они опять садятся за стол и поднимают рюмки. К тому же в этот день нельзя шить и прясть. В пятницу зять должен угощать свою тещу. После этого зять должен покатать свою тещу по улицам села или же города. Причем сервис в таком случае напрямую зависит от характера тещи, т. е. злую и сварливую везут по неровной дороге, и наоборот, если теща добрая, то и дорога ровная, как струна. В воскресенье проводились массовые гуляния, игры, забавы. В этот день нужно обойти всех родственников и соседей и попросить прощения за все обиды, чтобы очиститься перед Великим постом от всякой скверны.
 
Шестое и последнее воскресенье семинедельного Великого поста называется Вербным, а неделя перед этим воскресеньем — Вербной. В дохристианские времена перед праздником весеннего обновления природы целую неделю праздновалось чествование Матери Вселенной — вербы. И до сих пор сохранились его обряды и название — “вербная неделя”, “вербное воскресенье”, “вербница”. Верба вошла и в христианские верования. Как утверждают легенды, именно вербовые ветви бросали под ноги Иисусу Христу, когда он последний раз шел в Иерусалим.
В церквях в этот день проходят пышные богослужения с обязательным освящением вербовых ветвей. Придя домой, нужно несколько раз хлестнуть своего ребенка освященной веткой, при этом приговаривая:
Не я бью — верба бьет:
Будь большой, как верба,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля!
Ни в коем случае нельзя выбрасывать освященные веточки, ведь они помогают излечиться от разных болезней, дурного глаза. К тому же, если вы сохраните освященную вербовую веточку, то она защитит ваше жилище от пожаров.

В Чистый четверг необходимо подготовить к Пасхе свое тело, то есть тщательно вымыться, особенно это касается детей и больных, ведь вода на Чистый четверг смывает все болезни и защищает от неприятностей. Сделанная в Чистый четверг страстная свеча защищает жилище от пожаров, тех, кто в ней живет — от болезней. Именно эта свеча приносит живой огонь, который в этот день зажигают в церквях. Необходимо несмотря ни на что, и ни в коем случае не затушив, донести тепло пасхального огонька до своего дома.
 
Пасха — праздник праздников, самый главный православный праздник (в отличие от католиков, где пальма первенства отдается Рождеству). В ночь на Пасху спать нельзя вообще, потому что проспишь все на свете. Вечером все идут к церкви на всенощную. В красивых корзинах к церкви несутся разные блюда — сало, хрен, печенка, голубцы, все, на что способна кулинарная фантазия, кроме водки. Торжественная процессия с певчей и священником освящает и благословляет все это добро.

Во время пасхального богослужения можно увидеть ведьм. Они могут касаться руки священника, а также пытаются остаться в храме после короткого вечернего богослужения, когда все люди должны выйти из церкви. Вернувшись домой, начинали разговляться, но перед тем, как сесть за стол, девушкам нужно умыться водой, в которой лежит свяченое Пасхальное яичко, чтобы была такой же красивой.
Каким бы ни было кулинарное разнообразие стола, начинали обед всегда с пасхи. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор. Отрезанную горбушку нужно хранить всегда, как талисман, что приносит счастье.

Один из самых поэтических летних праздников украинского обрядового календаря — Ивана Купала. Купальские огни вдохновляли великого Николая Гоголя, да и многих других писателей и поэтов. Церковь в этот день отмечает Рождество Ивана Крестителя. Еще в дохристианские времена славяне отмечали в это время праздник Купала, то есть Солнца. В результате слияния христианских и языческих традиций и появился праздник Ивана Купала.

Специально к дню Купала парни и девушки изготовляли куклы-чучела Купало и Марену. Вокруг этих персонажей происходят главные события вечера на Ивана Купала. Марена представляет собой сделанную из соломы куклу, которую наряжают в женскую одежду; Купало также изготовляется из соломы, но одежда на нем мужская. Марену, соответственно, делают девушки, а Купало — хлопцы. Интересно, что происхождение ни того, ни другого образов неизвестно, зато известно, что и Купало, и Марену ожидает трагическая судьба. Их обоих либо топят, либо сжигают.

Как известно, и этот обычай хорошо сохранился, главное развлечение вечера на Ивана Купала — прыжки через костер. Когда-то этот ритуал считался магическим. Если прыгнуть наиболее ловко, то у вас будет хорошее здоровье; если удачно перепрыгнут через пламя влюбленные, то они скоро обручатся. И не дай вам Боже попасть в огонь — бед в течение года не избежать. Это не касается лишь самых смелых и самых чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и добыть все земные сокровища. Но помните: путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые она открывает, еще никого до добра не доводили. В день Ивана Купала пытались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальский росе. В этот день собирали лекарственные травы. Особенной целебной силы купальская трава набирает к восходу Солнца.

Свадьба в Украине была настоящей торжественной драмой, что сопровождалась музыкой, пением, танцами, играми, приобретая характер народного праздника. Все начиналось со сватовства, когда представители семей молодого и молодой договаривались о свадьбе. Традиционное сватовство, особенно распространенное с XIX ст., происходило в форме переговоров послов молодого с родителями девушки.
На свадьбе непременно действовали так называемые свадебные чины, каждый из которых исполнял свою определенную обрядовую роль. Распоряжался свадебным действом дружко или староста (сват), ему помогала сваха (свашка), которая распоряжалась подарками и проведением других традиционных свадебных действий. В свиту молодых входили и лица, которые выполняли какие-то одномоментные функции: свитилка, которая следила, чтобы не погасли свечи при выполнении обряда посада; хорунжий, который ходил со свадебной корогвой; соловьи, которые “продавали” приданое невесты; гудаки (музыки), которые обеспечивали музыкальное сопровождение свадьбы; кошельник — распорядитель обряда одаривания; обряд повязывания намитки (традиционный женский головной убор, который носили замужние женщины) выполняли приданки, закосяны, свашки; обряд выпекания каравая — коровайницы, изготовление венков — венкоплетницы, перевозка приданого — извозчики (кодаши). Все остальные участники свадьбы имели общее название свадебных гостей (сватов, сватьбовых).

Важной составляющей свадебной обрядности является венчание — церковное освящение брака,
введенное церковью в соответствии с указом Синода в 1843 г. Оно должно было проводиться в один день с народной свадьбой, но по традиции происходило преимущественно до посада — центрального действа в народной свадебной обрядности. Когда-то обряд расплетания косы и покрытия головы молодой очипком и наметкой осуществлялся в доме молодой приданками и свекровью, в конце же XIX ст. — как в доме молодой, так и в доме молодого приданками, свекровью, а иногда и самым молодым. Невесту сажали на кадку, брат или приданка расплетали ей косу и мазали волосы маслом или медом. Обряд посада нередко соединялся с покрытием: свахи покрывали голову невесты белой наметкой — серпанком, сверху которой надевали свадебный венок.

Использовались материалы: www.jinr.ru/~jinrmag/win , www.kmu.gov.ua/control/ru .
 
 
4.      Украинская кухня

Среди славянских кухонь украинская пользуется широкой известностью. Она давно получила распространение далеко за пределами Украины, а некоторые блюда украинской кухни, например, борщи и вареники, вошли в меню международной кухни.

Использование сала в украинской кухне чрезвычайно разнообразно. Сало не только едят соленое, вареное, копченое и жареное, на нем не только готовят, им не только шпигуют всякое не свиное мясо, где сало отсутствует, но и используют его даже в сладких блюдах, сочетая с сахаром или патокой. Например, такое массовое кондитерское изделие, как вергуны, жарят, а вернее обваривают или пряжат в сале.

Украинской кухне свойственно и не менее обильное использование яиц, которые служат не только и не столько для приготовления самостоятельного блюда — разного рода “яишен”, сколько для таких же непременных, как и сало, добавок в мучные, мучно-яичные и яично-фруктовые (сладкие) блюда.

Весьма характерно для украинской кухни обилие мучных изделий. Причем из всех видов теста украинцы предпочитают пресное — простое пресное, пресное полувытяжное, заварное пресное, пресное сдобное с использованием соды как разрыхлителя, а для кондитерских блюд — преимущественно песочное. Национальными блюдами считаются изделия из простого бездрожжевого теста: вареники, галушки, шулики, лемишки, греча-ники, коржи и более новые по времени кондитерские изделия — вергуны и ставбицы. В мучных блюдах почти исключительно используется пшеничная мука, реже — гречневая в сочетании с пшеничной, а из круп популярностью пользуется пшено, а также рис.

Дрожжевое тесто употребляется только для приготовления хлебных изделий — паляницы (пышного каравая пшеничного хлеба); пампушек, калинника (белый хлеб, где четверть муки составляют сухие ягоды, растертые в порошок) и знаменитых украинских бубликов из заварного теста.

Наряду с мучными изделиями важная роль отводится овощам. Их употребляют в виде гарниров к жирной мясной пище или подают как самостоятельные блюда с салом. Из овощей на первом месте стоит, конечно, свекла, которую можно считать национальным овощем и которую употребляют не только в свежем, но и квашеном виде. Для украинской кухни характерно также употребление бобовых — бобов, чечевицы и особенно фасоли (но только не в стручках). Бобовые широко используются в качестве добавок к другим овощам.

Из других предпочитаемых овощных и растительных культур следует назвать морковь, тыкву, кукурузу, картофель и помидоры. Кукуруза, как и фасоль, чаще играет роль добавок. Картофель в виде пюре нашел широкое применение при добавлении к пюреобразным фасоли, моркови, творогу, яблокам, маку. Кроме того, картофель является хорошим поглотителем сала во вторых блюдах и сырьем для получения крахмала, используемого для приготовления сладких блюд, особенно фруктовых киселей и кондитерских изделий.

Растительные масла — различные олии — применялись в украинской кухне наряду с животным жиром (свиным салом) издревле, и все же подсолнечное масло получило распространение лишь в последнем столетии, причем почти вытеснило все остальные растительные масла. Оно употребляется ныне в двух видах: масло горячего жима, с сильным, своеобразным, столь любимым украинцами запахом жареных семечек, и холодного жима, наиболее известное за пределами Украины.

Из пряностей и приправ используются преимущественно лук, чеснок, укроп, тмин, анис, мята, любисток, дудник, чабер, красный перец, из привозных пряностей — лавровый лист, черный перец и корица (для сладких блюд). Большую роль как приправа к мясным, холодным и овощным блюдам играет уксус, которым, однако, нередко злоупотребляют.

Их фруктов и ягод, любимых в Украине мочеными, свежими, сушеными и копчено-вялеными, национальными можно считать вишню, сливу, грушу, смородину, арбуз и в меньшей степени яблоки и малину. Наряду с фруктами современная украинская кухня чрезвычайно обильно использует сахар и патоку и в чистом виде, и в виде составных частей узваров, варений и особенно повидла и кондитерских изделий.

Как уже было сказано, наиболее отличительной чертой технологии украинской кухни является комбинированная тепловая обработка продуктов. Она состоит в том, что сырой продукт — будь он животного или растительного происхождения — сначала подвергается легкому обжариванию и относительно быстрому пассерованию, или “смажению”, как говорят украинцы, и только после этого — более длительной тепловой обработке, т. е. варке, запеканию или тушению.

С этими особенностями приготовления украинских блюд издавна связаны и особенности украинской посуды — казанки для варки, сковороды для смажения — глубокие и полуглубокие, невысокая глиняная посуда для последующего полутушения — разного рода глечики, миски, чашки, макитры.

Из технологических приемов приготовления пищи обращают на себя внимание шинкование, сечение и другие способы измельчения пищи, в частности мяса. Отсюда наличие в украинской кухне различных рулетов (завиванцев), фаршированных блюд, запеканок, кручеников с мясными фаршами и “сичеников”, т. е. разнообразных мясных блюд типа битков и котлет, заимствованных из немецкой кухни через польскую и чешскую.

Как и всякая кухня с богатым историческим прошлым, украинская кухня в значительной степени региональная. Так, западноукраинская кухня заметно отличается от восточноукраинской; влияние турецкой кухни на буковинскую, венгерской на гуцульскую и русской на кухню Слободской Украины не подлежит сомнению; наибольшим разнообразием отличается кухня Центральной Украины, особенно областей центра Правобережья. Популярный на Украине борщ имеет массу разновидностей, практически в каждой области его готовят по своему, особому рецепту.

По материалам: www.eda-server.ru/books/pohlebkin_ukrainian , http://kuking.net
 
 
5.      Национальная одежда украинцев
Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна, и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — “уставки”.
 
Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Штаны шились из холста или сукна, украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.
 
Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде прояви

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Поделись в социальных сетях

Теги

Читай также


Новости партнёров


Комментарии

символов 999

Новости партнёров

Новости tochka.net

Новости партнёров

Loading...