Джон Голсуорси “Сага о Форсайтах”

Сейчас чуть ли не о каждой книге говорят: Как? Вы не читали эту книгу? Да её же прочитали все! Иногда добавляют: да как вам только не совестно на улицу выходить, с людьми разговаривать, в глаза им

2 ноября 2005, 11:50

Сейчас чуть ли не о каждой книге говорят: Как? Вы не читали эту книгу? Да её же прочитали все! Иногда добавляют: да как вам только не совестно на улицу выходить, с людьми разговаривать, в глаза им смотреть, если вы не читали ЭТОЙ книги!? Причем, как правило, подобные заявления делают те, кто прочитал ЭТУ и ещё парочку книг, или же перечитал сотню книг, но вряд ли хоть одна из них затронула душу.

С книгами и людьми можно обращаться по совету Вольтера: выбрать несколько любимых, а на другие не обращать внимания.

Так вот “Сага о Форсайтах” (The Forsyte Saga) рискует стать любимой книгой. Подобно произведениям Толстого и Тургенева, Достоевского и Чехова, в ней любой читатель найдет что-то для себя. Они слишком совершенны, чтобы не вызвать восхищения. Как золото не утрачивает своей ценности, так и настоящая классическая литература не перестает волновать умы и души, не перестает быть актуальной.

Как большинство классических произведений, “Сага о Форсайтах” пугает своим объемом. Поначалу она кажется необъятной, неподъемной, а потому нечитабельной. И первые страницы с описанием генеалогического древа утверждают в этой мысли. Но если вы пропустите первые страницы, как справочные, вы не пожалеете — всё равно запомнить всех героев не удастся, да это и не нужно.

Автор рассказывает историю целого рода Форсайтов в реалистической манере, не прибегая к модернистским изыскам, пограничному психоанализу. В общем-то, поэтому решение Нобелевского комитета о присуждении премии в 1932 году именно Джону Голсуорси (John Galsworthy) вызвало немало споров. Самыми ярыми критиками его творчества были писатели Вирджиния Вульф (Virginia Woolf) и Дэвид Лоуренс (David Herbert Lawrence), считавшие, что подобная литература канула в Лету, что будущее не за ней. Были ли они правы? Сейчас можно с уверенностью говорить — нет. У реалистичной литературы, продолжившей традиции русской литературы ХІХ века, всегда будут свои почитатели и ценители.

Ведь нам всегда будет интересно читать подробные рассказы о нашей жизни. Михаил Булгаков был прав, говоря, что люди не меняются с веками, ведь утверждение, что ничто не ново под луной — истинная правда. На самом деле, “Сага о Форсайтах” — это не только документ Викторианской эпохи в Англии. В нынешней жизни, особенно сейчас — в капиталистический век, — есть подобные Джолиону, Джеймсу, Сомсу, Джолиону-младшему, Ирен, Джун, Флёр, Джону, Вэлу, Холли…

“Сага о Форсайтах” — это ещё и энциклопедия семьи. Ещё одна причина, почему стоило бы прочесть три безграничных, на первый взгляд, книги о нескольких поколениях огромной семьи. Кроме того, Голсуорси — англичанин. И истинным, не грубым, английским юмором пронизана чуть не каждая страница. И как англичанин, автор не изменяет сдержанной манере повествования, поэтому опасаться сентиментально-слащавых пассажей не придется. И от прочтения “Саги…” получаешь удовольствие, как в детстве, когда не можешь оторваться от страниц до глубокой ночи, когда переживаешь за героев, как за родных, когда понимаешь, что благодаря этой книге стал немного мудрее.

На самом деле, не слишком много книг заслуживают внимания, а тем более прочтения. Но если вы — поклонник классической, по-гениальному простой литературы, то вам будет чем заняться тихими зимними вечерами. Ведь это так славно — почитать в уюте и тепле хорошую литературу.

Особенно, если и сам автор – личность по-настоящему харизматичная. Голсуорси всегда был великодушен. Он тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Даже смертельно больной, писатель распорядился, чтобы Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу (поэты, эссеисты, новеллисты) – международной писательской организации, которую он основал в октябре 1921 года. И сейчас членство в ПЕН-клубе – привилегия избранных писателей. И к этой привилегии стоит стремиться.

Катерина Гичан

При подготовке материала была использована Энциклопедия: Лауреаты Нобелевской премии: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.

Скачать “Сагу о Форсайтах”, а также продолжение – “Конец главы” – можно здесь.

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация