О Грузии

                 1.     Грузия — уникальная страна2.     Древнейший город мира — Тбилиси3.     Лучший период истории Грузии — царица Тамар4.     Искусство Грузии5.     Грузинская национальная

                

1.     Грузия — уникальная страна

2.     Древнейший город мира — Тбилиси

3.     Лучший период истории Грузии — царица Тамар

4.     Искусство Грузии

5.     Грузинская национальная одежда

6.     Грузинский язык

7.     Особенности грузин

8.     Грузинская кухня

9.     Древняя винодельческая страна

10. Грузинская свадьба

  1. Грузия — уникальная страна

Грузия — уникальная страна, обладающая колоссальным туристическим потенциалом: протяженное черноморское побережье, около 300 горных, приморских, бальнеологических и грязевых курортов, свыше 10 тыс. памятников археологии, истории, архитектуры и искусства, многие из которых просто не имеют аналогов, а также многочисленные памятники природы. И всё это сосредоточено на небольшой территории, населенной радушным и самобытным народом, настолько же древним, как и сама эта земля.

В 20 км. севернее столицы лежит культовое для любого грузина место — древняя столица Грузии Мцхета со своим знаменитым монастырем Джвари (“Крест”, 585–604 гг.) — настоящим символом становления христианства на грузинской земле. По преданиям, Джвари был построен над деревянным крестом, поставленным на горе у слияния рек Куры и Арагви св. Ниной — одной из самых почитаемых здесь святых. Ещё один центр притяжения в этом городе — один из главных соборов грузинской православной церкви — огромный кафедральный собор Светицховели (“Животворящий Столп”, 1010–1029 гг., восстановлен в XV в.). Современный храм возведен на месте первой христианской церкви в Грузии (IV в.), которая, в свою очередь, возводилась над могилой св. Сидонии, захороненной завернутой в плащ Иисуса Христа.

Несколько западнее Мцхета в горах лежит действующий монастырь Шио-Мгвиме (Симеона Мгвимского, VI в.), ставший одним из центров возрождения грузинских монастырей после распада СССР. Здесь интересны купольная церковь (VI в.), трапезная, большая церковь (1123 г.), а также многочисленные кельи в пещерах окрестных гор.

Храмы и монастыри в целом являются наиболее характерными и интересными достопримечательностями страны. Здесь, на этой небольшой площади, сосредоточено огромное количество этих памятников веры и истории, к тому же культовые сооружения местной постройки имеют уникальные архитектурные черты. Много лет храмы служили не просто молитвенными сооружениями, но и очагами религии и искусства, а также защитой от многочисленных завоевателей, поэтому в их внешнем виде смешиваются черты церковных монументальных форм и фортификационные элементы. Простые и строгие по форме, грузинские церкви органично вписаны в окружающий ландшафт и выделяются обычными для архитектуры Закавказья коническими куполами.

Древняя столица Колхидского и Имеретинского царств — Кутаиси, считается одним из самых своеобразных городов страны. Интересны живописная набережная Риони с “висячими верандами”, Историко-этнографический музей, Дом-музей Палиашвили, Картинная галерея и знаменитые руины собора Богоматери (Баграти, X–XI вв.), в котором был коронован Давид Строитель. Неподалеку от города находятся знаменитый культовый центр Гелати (XII в.) со знаменитой Гелатской академией (существовала при монастыре начиная с XII в.), Плато Динозавров, пещеры Сатаплиа и трехступенчатый водопад (общая высота более 200 м.) у деревни Горди. В 9 км. северо-западнее Кутаиси, в отрогах Самгуральского хребта, расположен знаменитый курорт Цхалтубо, славящийся своими минеральными водами и уникальным Музеем медицинских костылей и палок.

Не менее знаменит своими минеральными водами город Боржоми, расположенный в живописной долине Куры. Здесь не только прекрасные природные условия для лечения и отдыха, но и сохранились дача последнего российского императора, монастырский комплекс Тимотес Убани (X в., недалеко от курорта Цагвери), прекрасные парки, множество санаториев и неплохой краеведческий музей. Поблизости лежит уникальный Боржомский заповедник, считающийся не только пристанищем многочисленных представителей флоры и фауны, но и лучшим местом для экологического туризма в Закавказье.

Всего в 37 км. от Боржоми, на северных склонах Триалетского хребта, лежит некогда знаменитый горный курорт Бакуриани, который, кроме своих горнолыжных трасс, может похвастать великолепной растительностью окружающих гор и редким сочетанием климатических условий, позволивших создать здесь даже Ботанический сад. А уж что касается местных пейзажей, то им просто нет равных по красоте!

Республика Абхазия (самоназвание — “Апсны”) расположена вдоль черноморского побережья на самом северо-западе Грузии. Это один из самых теплых и чистых районов побережья. Здесь расположены такие знаменитые ранее курорты, как Гагра, Очамчира (античный Гиэнос), Пицунда (древний Питиунт) со знаменитой рощей реликтовой пицундской сосны (практически уничтожена во время абхазо-грузинского конфликта) и Софийским храмом (X в.), Сухуми (один из самых старых городов побережья, античный Цхум) с его известным Ботаническим садом, Новый Афон (древняя Анакопия) с его знаменитыми пещерами, руинами древней крепости и античного храма, а также знаменитым монастырем и т. д. Знаменитыми природными памятниками региона являются озера Рица, Палеостоми, Алеткел и гигантский пещерный комплекс в районе Нового Афона.

Аджария — один из самых самобытных районов Грузии. Омываемая Черным морем узкая полоса побережья у подножия горных хребтов Малого Кавказа, эта древняя земля обладает мягким субтропическим климатом и прекрасными природными условиями.

Столица региона — город Батуми, в котором интересны Летний театр, знаменитые “Поющие фонтаны”, дельфинарий, Приморский парк с пальмовой рощей, а также великолепный Национальный ботанический сад Академии наук Грузии, в котором содержатся более 5 тыс. видов субтропических растений.

По материалам: www.archive.travel.ru/georgia/sites .

 


 2. Древнейший город мира — Тбилиси

Тбилиси (“тбили” — теплый, вблизи города есть теплые источники) — один из самых древних городов мира, уже в IV–III тысячелетиях до нашей эры здесь жили люди. Вытянувшийся узкой полосой в долине реки Куры (Мтквари) и по прилегающим склонам гор, Тбилиси буквально наполнен неповторимым национальным колоритом.

Историческое ядро столицы — Старый город, находится в юго-восточной его части у подножия г. Мтацминда, и застроен 2–3-этажными каменными и кирпичными домами характерной “тбилисской архитектуры”, с галереями и резными деревянными балконами, нависающими над узкими улочками. Практически все здания здесь представляют собой исторические или культурные памятники, именно они и сформировали образ знаменитого “грузинского дворика”, многократно прославленный в литературных произведениях.

Здесь, в центре города, расположены остатки крепости Нарикала или Шурисцихе (IV–VIII вв., считается одним из самых древних фортификационных сооружений страны), церковь св. Марии или Анчисхати (VI–XVI вв., старейшая в городе), современная резиденция католикоса Грузии — кафедральный Сионский собор во имя Успения Богоматери или просто Сиони (V–VII вв., в нём хранится одна из главных святынь Грузии — крест св. Нино), храм св. Давида (XIX в.) с пантеоном выдающихся государственных деятелей страны, знаменитые тбилисские серные бани, храм Метехи (1278–1289 гг.) с расположенным неподалеку памятником основателю Тбилиси Вахтангу Горгасалу, церкви Кашвети (1910 г.), св. Георгия (1710 г.), Бетлеми (XVI в.) и Норашен (1793 г.), дворец царицы Дареджан Сачино (1776 г.), руины храма в Атешги, Дом оперы Палиашвили (1851 г.) и множество других интересных объектов.

По количеству культурных памятников и сооружений Тбилиси входит в число наиболее богатых городов мира. Интересны Русский драматический театр им. Грибоедова (1845 г.), театр им. Руставели (1921 г.) в здании бывшего Артистического общества (1899 г.), театр им. Марджанишвили в здании бывшего Народного дома, Публичная библиотека (ранее — Государственный банк, 1912–1916 гг.), знаменитый Музей грузинского искусства с Золотым фондом, Театр марионеток в здании Грузинского дворянского земельного банка, бывший штаб Кавказской армии (1824 г.), гостиница Зубалашвили (нынче здесь размещен Музей искусств, 1835 г.), Дворец наместника (1869 г.), Музей народной архитектуры под открытым небом у Черепашьего озера, Тифлисский пассаж (1901–1902 гг.), Музей истории Грузии (1929 г.), Музей шелка, Музей грузинских евреев, “Старая галерея” на улице Ираклия II, Международный художественный центр на проспекте Рустави, Концертный зал филармонии (1978 г.), а также настоящие символы города — проспект Шота Руставели и гора Мтацминда, на которой расположен Парк культуры и отдыха.

Особый колорит городу придают памятники — св. Нино, Шота Руставели (1942 г.), Давиду Гурамишвили (1965 г.), А. С. Грибоедову (1961 г.), Захарию Палиашвили (1972 г.), Нико Пиросмани (1975 г.), Мерабу Мамардашвили (2001 г.), бюст Акакия Церетели (1955 г.), а также монументы “300 арагвинских героев” и Картлис Деда (“Мать-Грузия”), скульптура “Солнцеликий” перед Дворцом спорта, скульптурная композиция Берикаоба (“Ряженые”), перед Домом детского творчества, и другие, созданные лучшими мастерами мира. Ну, конечно, тенистые улочки и рынки столицы, буквально пропитанные национальным колоритом.

По материалам:  www.georgiacult.fromru.com.

3.    Лучший период в истории Грузии - царица Тамар

Тамар — знаменитая грузинская царица (1184–1213), с именем которой связан один из лучших периодов в жизни Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой. Воспитала её высокообразованная тетка Русудань.

О  совершенствах царицы Тамар ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времен; её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.

Всё царствование Тамар окружено поэтическим ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления её на престол. Отец короновал её на царство (1179) ещё при своей жизни, но лишь после смерти его (1184) она стала править государством. Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьянского класса облегчена, водворен внутренний мир.

Тамар была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скифии. Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: “Я отец сирых и судья вдов”, — говорила царица. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами. Первый её супруг, русский князь Георгий (по мнению Карамзина — сын Андрея Боголюбского ), совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван и Эрзерум.

Когда брак Тамар с Георгием был расторгнут — по словам грузинского летописца, вследствие творившихся князем бесчинств, — то бывший супруг царицы стал её врагом и с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию, для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести. Грузинская царица, вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через 10 лет после вступления на престол открывает наступательную политику.

Она завоевывает Хоросан, Тавриз, Эрзерум, одерживает блестящую победу над султаном ардебильским; битва при Шамхорате (в 1203 году) доставляет ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное её шествие завершается поражением (1204) Нукардина, султана алеппского.

Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамар позаботилась о духовном развитии Грузии. При её дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский язык до полного совершенства. Её век ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших “богоподобной” царице восторженные оды.

При ней создается светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор “Амиран Дареджаниани”, и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование выдвинулся певец Барсовой кожи, Руставели. Легендарная история, приписывающая Тамар все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею, и между ними роскошный Вардзийский дворец, вырытый в обрывистой скале, близ Ахалциха, вмещающий в себе до 360 покоев. Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам грузинской царицы.

Её имя с одинаковым благоговением передается в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь, за щедрые дары, причислила её к святым, грузины-горцы превратили Тамар в богиню-целительницу всех недугов. В Сванетии царица из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты. Народ верит, что Тамар не умерла, она спит в золотой колыбели; когда дойдет до неё голос людской скорби, она проснется и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте нахождения её могилы.

По материалам:  www.hrono.ru/biograf/bio_t/tamara.

 

4.      Искусство Грузии

Грузия — страна древней и высокой культуры прежде всего потому, что географически она находится на территории пересечения европейской и азиатской цивилизаций и, несмотря на частые вторжения врагов, грузинский народ сохранил свою самобытную культуру.

Живопись и архитектура

Грузия славится настенными росписями, VII–XIII вв., которые сохранились в Гелатском монастыре, Атенском Сионе и в храмах в Бетании, Кинцвиси и др. Пользуются известностью такие грузинские художники, как легендарный Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе и Екатерина Багдавадзе. В Грузинском государственном музее современного искусства представлены картины таких художников, как Елена Ахвледиани, Александр Бандзеладзе, Владимир Григолия, Ладо Гудиашвили и др.

Грузинское искусство и музыка отличаются изысканностью, сочетающей как местные, так и европейские стили. Такие художники, как Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе и Елена Ахвледиани в 1920-е годы работали в Париже. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели. Грузинские архитекторы хотя и не имеют такой индивидуальности, как мастера, создавшие величественные храмы досоветского периода, сделали Тбилиси одним из самых привлекательных в архитектурном отношении городов бывшего СССР.

Музыка

Грузинская народная музыка, существующая более 1500 лет, поражает удивительным сочетанием восточных и западных влияний. Для грузинского многоголосья характерны особая голосовая техника и использование близких друг к другу тонов. Обычно в Грузии поют мужчины. Типичная грузинская песня исполняется на три голоса.

Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения, готовящего прекрасных исполнителей классической музыки. Среди них выделяются пианисты Александр Торадзе и Элисо Вирсаладзе, скрипачка Лиана Исакадзе, бас Паата Бурчуладзе, певица Нани Брегвадзе, пианистка и преподаватель музыки Манана Дойджашвили, скрипачка и преподаватель музыки Марина Иашвили. В Грузии имеется собственный симфонический оркестр.

Грузия знаменита также своими композиторами. Димитрий Аракишвили (1873–1953) — композитор, музыковед и этнограф, известен одной из первых грузинских опер “Сказание о Шота Руставели” (1919); Мелитон Баланчивадзе (1862–1973) — автор первых грузинских романсов (1888) и оперы “Тамара Коварная” (в последней постановке “Дареджан Коварная”); Гия Канчели (р. 1935) — автор оперы “Да будет музыка”, нескольких симфоний и концертов, а также музыки к большому числу кинофильмов и спектаклей (“Кавказский меловой круг” по Брехту, “Ричард III” по Шекспиру). Бидзина Квернадзе (р. 1928) — сочинил музыку к оперным, балетным и драматическим спектаклям, кинофильмам, симфоническую и фортепьянную музыку, а также ряд сочинений для хора и романсов. Композитор Захарий Палиашвили (1871–1933) — известен коллекцией грузинских народных песен и как автор опер “Абесалом” и “Этери и Даиси”, основанных на народных легендах..

Театр и кино

Грузия имеет давнюю драматургическую традицию начиная с Георгия Эристави (1813–1864), а труппа Драматического театра им. Руставели широко известна в современном театральном мире как один из самых творческих и талантливых коллективов. Васо Абашидзе (1854–1926), комический актер, стал первым редактором журнала “Театр”. Верико Анджапаридзе (1897–1987) была одной из самых знаменитых актрис Грузии. Она сыграла примерно 100 ролей в театре и 30 в кино. К наиболее удачным относятся роли Дездемоны, Клеопатры и Офелии в пьесах Шекспира и Медеи в пьесе Еврипида. Рамаз Чхиквадзе сыграл более чем в 100 пьесах, в том числе главные роли в “Ричарде Втором” и “Короле Лире”, и дал гала-представление в театре “Хеймаркет” в Лондоне в 1988 году. Кахи Кавсадзе играл Фортинбраса в “Гамлете”, Джима в “Трехгрошовой опере”, Симона Чачава в “Кавказском меловом круге”, лорда Гастингса в “Ричарде Третьем” и Кента в “Короле Лире”. Гурам Сагарадзе играл более чем в 100 спектаклях, включая роль шута в “Короле Лире”.

Кинематография зародилась в Грузии в начале ХХ в. (первый фильм был снят в 1912 г.). Грузинские фильмы пользуются международным признанием. Такие кинорежиссеры, как Эльдар Шенгелая (фильм “Ширекилеби”), Георгий Чхеидзе (“Пиросмани”) и Тенгиз Абуладзе (“Покаяние”), Георгий Данелия (“Не горюй!”), Отар Иоселиани (“Фавориты луны”), Ираклий Махарадзе (“Всадники дикого запада — грузинские ловкие всадники”) получили за свои работы ряд международных премий.

 По материалам:  www.georgiacult.fromru.com/cult.



5.      Грузинская национальная одежда

В Грузии в XIX–XX вв. была широко распространена национальная одежда. Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахалохи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин.

Ахалохи опоясывалось узким ремнем с серебряной чеканкой. Обувью служили туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги с острыми носами, на эластичной основе. Крестьяне носили лапти из сыромятной кожи — каламани и голенища из грубой домотканной шерсти.

Не менее своеобразна была и женская одежда. Стянутое в талии платье — картули, каба с длинной широкой юбкой, закрывающей ноги до ступни, туфли на каблуках без задника, с загнутыми вверх носами. Головной убор состоял из мчака — треугольной белой тюлевой вуали, копи — тонкого валика из шелка и ваты и чихта — обшитого бархатом картонного ободка. Сверху накидывали гладкую, обычно темную, со скромным узором косынку — багдади.

Мчаки и багдади закреплялись на ободке, ниспадая на плечи и спину; впереди из-под мчаки выпускались букли волос. Некоторые особенности мужской одежды позволяют отличить этнографические группы. Так, например, в Кахетии и других районах Восточной Грузии мужчины носили, а иногда и сейчас носят небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку.

Очевидно, такие шапочки в Средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня как своего рода реликт. Горцы носят косматые овчинные папахи. В Западной Грузии головным убором служит конусообразный башлык кабалахи из тонкого шерстяного материала с длинными концами и кистью на капюшоне. В Сванети распространены обшитые тесьмой круглые конические шапочки с короткими полями.

Но особенно красочна одежда хевсуров. Их мужские и женские костюмы из шерстяной материи напоминают ковровую ткань с ярким цветочным узором. На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой, вшиты кресты. Ноги обуты в мягкие чувяки — каламани, икры и голень закрыты высокими гамашами из грубой домотканой шерсти или же пестрыми шерстяными чулками. На голове — упомянутая выше шапочка — подшлемник или же косматая пастушечья папаха.

В Аджарии, Гурии и Мегрелии господствовал иной тип одежды. Короткая куртка, доходящая до бедер, расшитая позументами, несколько напоминает колет тореодора; обтягивающие брюки, заправленные в сапоги, плотно облегают ногу. На голове — башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.

Но если европейский костюм в Грузии вытеснил национальную одежду, то национальная специфика осталась богатой и нетронутой.

По материалам: www.georgiacult.fromru.com/cult , www.5ka.ru/17/3119 .


6.      Грузинский язык

Грузинский язык считается одними из древнейших “живых” языков мира, вместе с письменностью он, пожалуй, единственный язык на евроазиатском континенте, практически без изменений существующий на протяжении уже более 12-ти веков.

В глубь веков уходят корни грузинского языка. Согласно версии историка XI века Леонти Мровели, заслуга создания грузинского письма и утверждения грузинского языка в государстве принадлежит царю Фарнавазу (III в. до н. э.). “Он распространил язык грузинский, и более не говорили на ином языке в Картли, кроме грузинского, и он создал письменность грузинскую”, — читаем в летописи. Следовательно, во времена Фарнаваза грузинский язык был признан государственным языком.

Как полагают лингвисты Т. Гамкрелидзе, В. Иванов, Г. Мачавариани, язык — основа картвельских языков, проявляет типологические параллели с индоевропейскими языками — основной (т. е. с древними европейскими языками). Это является результатом продолжительных и тесных контактов, которые в древнейшую эпоху существовали между индоевропейцами и грузинами на общекартвельском уровне.

Таким же древним является и грузинский алфавит. Есть основание полагать, что свою письменность имели и древние колхи. В древнегреческих источниках имеются неоднократные указания на то, что в Колхиде в действительности хранилось не золотое руно (это было поэтическим вымыслом), а написанная на коже книга, содержащая описание способа добычи золота.

На проблему происхождения грузинского письма пролило свет открытие в Мцхета армазской билингвы и палестинских грузинских эпиграфических памятников.
О высоком уровне грузинского языка и литературы свидетельствуют письменные памятники раннего Средневековья — палимсесты, сохранившие переводы библейских текстов V в., грузинское Евангелие и т. д. Все эти памятники с филологической точки зрения выполнены на высоком уровне и свидетельствуют о большой письменной культуре той эпохи.

В современном грузинском языке выделяется 17 диалектов, в том числе картлийский, кахетинский (эти два диалекта лежат в основе литературного языка), имеретинский, рачинский, лечхумский, гурийский, джавахский, месхский, аджарский (в основном соответствуют историческим областям страны); особо выделяется группа архаических горных диалектов восточной Грузии — хевсурский, мохевский, мтиуло-гудамакарский, тушинский и пшавский, а также три диалекта за пределами страны — ингилойский (Азербайджан), ферейданский (Иран), имерхевский (Турция).

Основой древнего литературного языка является диалект, распространенный в районе Мцхеты, древней столицы Грузии, для которого было характерно употребление x -  как префикса 3 лица объекта и 2 лица субъекта в глаголе. С VIII в. литература переходит на другой диалект, в котором в той же функции употребляется префикс h -. Реформа литературного языка и его приближение к разговорным нормам в XIX в. связана в первую очередь с деятельностью И. Чавчавадзе, А. Церетели и Я. Гогебашвили.

В грузинском языке 5 гласных и 28 согласных фонем. Морфологический строй грузинского языка в основном подчиняется агглютинативному принципу “один аффикс — одно грамматическое значение”. Однако однозначное соответствие между аффиксами и значениями грамматических категорий часто нарушается в глаголе — например, перед глагольным корнем может выступать так называемый “характерный гласный”, который в зависимости от типа основы выражает различные значения категорий вида, времени, залога или вообще не имеет грамматической функции; имеется также особый класс суффиксов, которые способны одновременно передавать значения лица, числа, времени и наклонения.

В грузинском языке единый тип склонения (6 падежей и 2 числа у существительных). Морфология глагола сложна, включает множество типов спряжения, различия между которыми не всегда мотивированы семантически или формально; широко распространен супплетивизм (т. е. употребление разных корней для выражения грамматических значений одной и той же лексемы).

Наиболее важным для грамматики грузинского языка является разграничение четырех основных классов глаголов, каждый из которых характеризуется особой семантикой, типом оформления подлежащего и дополнений и способом выражения словоизменительных категорий: переходные, непереходные глаголы активного действия, непереходные глаголы состояния или процесса и инверсивные глаголы (в основном со значением эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности или обладания). Для грузинского языка характерно развитое именное и глагольное словообразование.

По материалам:  www.irakli.ru/russian/history , www.primavista.ru/dictionary/lang/georgian.


7.      Особенности грузин

Грузины являются одним из наиболее культурных народов на Кавказе, достигших уже в XII–XIII столетиях довольно высокой степени цивилизации. Они всегда отличались воинственностью и отстаивали свою национальную независимость более или менее удачно в течение длинного ряда веков — от греков, римлян, персов, арабов, монголов, турок и т. д. Уже одно обилие в Грузии величественных замков и крепостей свидетельствует о тяжелых для неё временах кровавых сообщений с ближайшими соседями и упорной бесконечной борьбы с вторгшимися в страну с разных сторон завоевателями.

В Грузии жизнь никогда высоко не ценилась, и каждый вынужден был отстаивать её и свои интересы сам, собственными силами. Ныне грузины так же, как и прежде, воинственны, задорны, впечатлительны, горячи; гнев вспыхивает у них чрезвычайно легко, а решение следует быстро. Из всех туземных племён, населяющих Закавказье, грузины отличаются наибольшим простодушием, беспечностью и страстью к пирушкам и веселью. Насколько можно проследить по историческим документам, основные черты характера грузин за 1500 лет едва ли значительно изменились.

В праздники слышатся около духанов музыка, пение, ссоры, крик, хохот. В семьях при всяком поводе тоже изрядно веселятся и стар и млад, и мужчины и женщины, и гости и хозяева. При таком складе характера, естественно, что у них на пирушках, на свободе, храмовом празднике около духана и пр. чрезвычайно часто возникают ссоры, легко завершающиеся печальной драмой.

Радушие и гостеприимство жителей Грузии были широко известны с давних пор. Ничего не изменилось и сейчас.

Грузинское застолье многократно прославлено всеми, кто хоть раз на нём присутствовал. И это не удивительно. Многовековые традиции и особое отношение к столу и очагу, как к неотъемлемой части дома и семьи (а семья для любого грузина — святое!), привели к тому, что любое принятие пищи, тем более, если на нём присутствует гость, превращается в пир. Независимо от уровня достатка хозяев, кстати. И часто в этом застолье принимают участие соседи, многочисленные родственники и даже авторитетные в глазах местного жителя “приглашенные” — старейшины, чиновники и т. д.

В любом случае в дело вступает сложный ритуал произнесения тостов (а вино на столе есть всегда!), общения и обмена мнениями о самых разнообразных событиях жизни. При этом любой хозяин, независимо от того, разделяет он точку зрения гостя или собеседника, или нет, никогда не позволит себе усомниться в её справедливости — к чужому мнению здесь относятся крайне уважительно. Шумный спор — да. Взывание ко всем свидетелям и авторитетам — тоже да. Но честь гостя в пределах дома никогда не будет ущемлена.

Особо подчеркнуто бережное отношение к родителям (особенно к престарелым членам семьи) и друзьям, что также сразу бросается в глаза. Все первые тосты — за них. Самые лучшие места за столом — тоже для них. Но будьте уверены — на втором (а зачастую и на первом) месте после друзей и близких родственников окажется гость. Особого этикета за столом нет. Главное — не перебивать тамаду, оказывать встречные знаки внимания хозяину и его семье и “делать как все”.

Мясо и птицу можно брать руками, но не возбраняется использовать и столовые приборы. Хлеб берут руками и зачастую используют в качестве ложки для зачерпывания соусов и подливок. Зелень, постоянно присутствующую на столе, берут руками и употребляют “вприкуску” с любым блюдом. Многие блюда, вопреки распространенному мнению, запиваются вовсе не вином (оно не для этого создано!), а чистой холодной водой.

Широко известны грузинские застольные песни. Среди грузин очень часто можно встретить людей с отличным слухом и незаурядной музыкальностью. Полифонические хоровые песни Грузии всегда мелодичны и слаженны. На народных праздниках пиршество сопровождается музыкой, исполняются веселые, зажигательные танцы. Смех, шутки, цитаты из популярных произведений грузинских поэтов всегда украшают праздничный стол.

Колоритный акцент, гостеприимство, широта души, доброжелательность и благородство — визитная карточка грузина.

По материалам: www.archive.travel.ru/georgia , www.georgiacult.fromru.com/cult .


8.      Грузинская кухня

Грузинская кухня — неотъемлемая часть страны. Оригинальная и древняя, она впитала в себя традиции многих народов, ныне составляющих грузинскую нацию. Основа кухни, вопреки распространенному мнению, не мясо, а разнообразные молочные и растительные продукты, а также крупы, из которых, в основном, и готовятся повседневные блюда. Ну и, конечно, разнообразнейшая зелень, овощи, оригинальные соусы и приправы. Хлеб (пресные кукурузные лепешки “мчади”, хлеб “пури” и “шоти” и др.) употребляется достаточно часто, хотя во многих районах хлеб заменяется густой кукурузной кашей “гоми” или различными вариациями открытых пирогов “хачапури” (используются и как самостоятельное второе блюдо).

Из мясных блюд наиболее характерны шашлык “мцвади”, своеобразные пельмени “хинкали” из обильно приправленной зеленью и специями баранины, ветчина “лори”, жареные или копченые колбаски “купаты”, тушеная со специями баранина “буглама”, вареное мясо с приправами “хашлама”, горячее блюдо из ливера “кучмачи”, корейка на вертеле, “чанахи”, различные виды плова, жареное говяжье филе “бастурма”, “каурма”, бульон из потрохов с чесноком “хаши”, суп “харчо”, холодный суп из субпродуктов “мужужи” (более похож на холодец), “бозбаши” с бараниной и т. д.

Повсеместно на столе блюда из птицы — знаменитое “сациви” всех видов; бульон из птицы, приправленный мукой, уксусно-яичной смесью и луком, — “чихиртма”; знаменитые “чахохбили” и цыплята “табака”; суп из курицы с орехами; яичница с орехами; фаршированная рисом курица; а также разнообразная рыба — с соусом “цоцхали”, форель с орехами, шашлык из рыбы и др.

Ну и, конечно, зелень. Это и основа кухни и её главное достояние. Без зелени и разнообразнейших овощей грузинский стол просто немыслим. Хорошо известны даже за пределами страны знаменитый деликатес из маринованных молодых побегов кустарника “джонджоли”, различные соленья и маринады из перца, помидоров, огурцов и знаменитая маринованная капуста по-грузински, пряная смесь из трав в ореховом соусе — “пхали”, “цицмати”, “праси”, блюдо из фасоли с острыми специями “лобио” (рецептов приготовления лобио насчитывается более четырехсот!!), различные свежие овощи с соусами сацебеле и сациви, суп из красной фасоли и тысячи других оригинальных рецептов.

Отдельную гордость грузинской кухни составляют соусы — “аджика”, ореховые соусы “баджа” (“баже”) и “сацебели”, знаменитый соус из дикорастущей алычи и красного перца — “ткемали”, ну и, конечно, кинза, эстрагон, базилик, чабрец, лук, мята, перец, чеснок и сотни других “зеленых приправ” во всевозможных комбинациях. При этом характерной чертой приготовления местных соусов является то, что изготавливаются они только из натуральных компонентов, с минимальным вмешательством в виде обжарки или тушения, что придает им особый вкус и аромат.

Сыр в Грузии — одно из самых распространенных блюд. Его используют и как самостоятельную закуску, и как ингредиент во множестве блюд, начиная с “гоми” и заканчивая знаменитыми пирогами “хачапури”. Сыров изготавливается множество сортов — “сулугуни” из Западной Грузии, молодой сыр с мятой “гадазелили” из Имерети, бараний сыр “гуда” из Теулети, тушинский и кобийский сыры из Джавахети, жареный сулугуни или суп из сыра — всё это только крохотная часть применения сыра в этой стране. Грузинские кондитерские изделия и выпечка также хороши — разнообразнейшие открытые пироги, сотни видов хачапури, таких как рачинские хачапури с фасолью “лобиани” к примеру, слоеные пироги вроде аджарского “ачма”, всевозможные торты и засахаренные фрукты, знаменитые “чурчхела” и “пеламуши” из загущенного виноградного сока и орехов, вываренных в меду “гозинаки”, домашняя халва и т. д.

Ну и, конечно, главная национальная гордость — вино! Грузия является одним из основных очагов возникновения культурного виноградарства (археологические находки оборудования для переработки винограда свидетельствуют, что уже в VI тысячелетии до н. э. здесь вырабатывали огромное количество вин). Издревле изготавливаемое по самобытной технологии и выдерживаемое в огромных кувшинах “квеври”, грузинское вино считается одним из самых оригинальных продуктов виноделия в мире. Для виноделия здесь самой природой созданы все условия — горный рельеф, обилие солнца, богатые почвы и достаточное количество осадков в районах основного виноделия (Алазанская долина, Цинандали, долины Гори и Мухрани, бассейн рек Риони и Цхенисцкали, Хванчкара и т. д.).

В результате такие сорта, как “Аладастури”, “Александроули”, “Дзвелшави”, “Крахуна”, “Мцване”, “Муджуретули”, “Оцханури”, “Оджалеши”, “Рачули”, “Ркацители”, “Саперави”, “Тетра”, “Усахелоури”, “Хихви”, “Хванчкара”, “Цицка”, “Цоликоури”, “Чинури”, “Чхавери”, “Шавкапито”, а также “Пино”, “Алиготе”, “Шардоне” и другие (всего более 500 местных сортов), широко известны за пределами страны и служат сырьем для производства первоклассных вин. Наиболее популярны “Алазанская долина”, “Ахашени”, “Киндзмараули”, “Манави”, “Мукузани”, “Напареули”, “Пиросмани”, “Саперави”, “Твиши”, “Усахелоури”, “Хванчкара”, “Цоликоури”, “Чхавери”, а также “Аргвета”, “Карданахи”, “Хирса”, “Псоу”, “Саамо” и коньяк “Енисели”. Но это всё вина, выпускаемые промышленным способом. Между тем практически в каждом грузинском доме традиционно готовят домашнее вино по своим технологиям. Также повсеместно варят самогон “чача” и водку “араки”.

По материалам: www.archive.travel.ru/georgiawww.archive.travel.ru/georgia/peopl

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Поделись в социальных сетях

Теги

Читай также


Новости партнёров


Комментарии (4)

символов 999
  • Гость 5 лет назад

    Грузия, это великая страна!!!

    Прокомментировать Мне нравится
  • Гость 6 лет назад

    Ага. Независимой особенно от России))))

    Прокомментировать Мне нравится
  • Мария 10 лет назад

    После вторжения грузинских аккупационных войск в Абхазию в августе 1992 г, Абхазии был нанесен большой ущерб, республика была полностью ограблена,в том числе был нанесен ущерб и роще реликтовой пицундской сосны.Абхазия одержала победу в этой войне и стала независимой РЕСПУБЛИКОЙ. Постепенно налаживается жизнь, восстанавливаются разрушенные об"екты -здания, дороги, мосты.

    Прокомментировать Мне нравится
  • Мария 10 лет назад

    После вторжения грузинских аккупационных войск в Абхазию в августе 1992 г, Абхазии был нанесен большой ущерб, республика была полностью ограблена,в том числе был нанесен ущерб и роще реликтовой пицундской сосны.Абхазия одержала победу в этой войне и стала независимой РЕСПУБЛИКОЙ. Постепенно налаживается жизнь, восстанавливаются разрушенные об"екты -здания, дороги, мосты.

    Прокомментировать Мне нравится

Новости партнёров

Новости tochka.net

Новости партнёров

Loading...

Еще на tochka.net