Есть один недетский вопрос, который почти наверняка не приходит в голову юным читателям “Гарри Поттера”. А именно: если волшебники обладают такой супер-пупер-нечеловеческой мощью, то почему они до сих пор не завоевали мир? Почему они веками живут бок о бок с маглами (простыми смертными, не обладающими магией) и даже не предпринимают попыток сбросить иго власти последних?
Пожалуй, я могу вам сказать, почему. Потому что тогда это была бы совсем другая книга. Это была бы “Трилогия Бартимеуса” (The Bartimaeus Trilogy) англичанина Джонатана Страуда (Jonathan Stroud).
“Глаз голема” — вторая часть трилогии, начатой романом “Амулет Самарканда”, завоевавшего популярность и в Англии, и в Америке, и у нас. Мир Страуда — это альтернативная Англия, в которой волшебники давно и прочно удерживают власть, сохранив до наших дней Британскую империю. Волшебники — привилегированный класс, они богаты, влиятельны и ни во что не ставят “простолюдинов”, милостиво оставив последним роль обслуживающего персонала. “Сильные мира сего”, маги и чародеи, беспрестанно грызутся за власть между собой, плетут интриги и организуют заговоры.
Вот в такую нездоровую атмосферу попал в первой части трилогии мальчик Натаниэль, ученик мага, проявивший недюжинные способности — он сумел вызвать могущественного духа, джинна по имени Бартимеус... Ведь волшебники у Страуда отнюдь не всесильны. По сути, все, что они могут — это вызывать различных демонов и с помощью специальных заклинаний заставлять их себе повиноваться. У кого раб-демон сильнее, тот и считается самым могущественным волшебником. А по этому показателю юный Натаниэль со своим Бартимеусом “делает” добрую половину британского правительства…
Правительство способности мальчика оценило. Во второй части трилогии 14-летний Натаниэль (он же Джон Мэндрейк — ведь волшебникам нельзя открывать свое истинное имя) уже занимает высокий пост помощника министра внутренних дел и намерен со всем рвением служить государству и в дальнейшем — не столько из патриотизма, сколько из жажды власти и желания сделать карьеру. И вскоре ему предоставляется случай показать себя в наилучшем свете. В Лондоне происходит череда таинственных нападений на магазины, продающие магические артефакты. Подозревают, что за этим стоит организация, называющая себя Сопротивлением, — общество простолюдинов, которые хотят свергнуть власть магов…
Надо сказать, что атмосфера романов о Бартимеусе — совсем недетская. Мало того, что в этом невеселом мире вполне осязаемым злом становятся диктатура, коррупция и социальное неравенство (что, как вы понимаете, совсем не сказка). На страницах Страуда пышным цветом расцветает все, чем славна европейская готическая литература: затхлые склепы, оживающие мертвецы, мрачные големы, написанные кровью манускрипты… Ведь, как говорит Натаниэлю и наивным читателям один из героев, магия “далеко не так чиста и стерильна, как вы себе воображаете. Кровь, обряд, жертвоприношение, смерть… Вот что таится за каждым заклинанием, которое мы произносим!” Все было бы весьма мрачно, если бы не самая большая удача Страуда — образ Бартимеуса, остроумного пройдохи, словно бы сбежавшего из черновиков Терри Пратчетта (Terry Pratchett).
Надо отдать должное писательскому мужеству Страуда: он сделал основным персонажем антигероя, который призван служить “антипримером” для юных читателей. Если в “Амулете Самарканда” Натаниэль еще вызывал какую-то симпатию, то в “Глазе голема” он становится циничным карьеристом, продавшим честь и совесть в угоду Системе. И пусть вас не вводит в заблуждение его кажущийся успех — впереди завершение трилогии, “Врата Птолемея” (Ptolemy’s Gate), где наверняка достанется по заслугам и Натаниэлю, и его оппонентке — отважной девочке Китти из Сопротивления!
Словом, если ваш подросший ребенок (и вы вместе с ним) считает, что книги про Гарри Поттера — это “для маленьких”, смело дайте ему Страуда. Здесь все по-взрослому.
Светлана Евсюкова
Книга была любезно предоставлена издательством “Эксмо”.
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии