Иван Гончаров “Обрыв”

Роман (1849 — 1869)Петербургский день клонится к вечеру. Два приятеля — Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов — собираются вновь провести этот вечер в доме Пахотиных. Главный интерес для

Роман (1849 — 1869)

Петербургский день клонится к вечеру. Два приятеля — Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов — собираются вновь провести этот вечер в доме Пахотиных. Главный интерес для Бориса Павловича составляет дочь хозяина, молодая вдова Софья Беловодова. Иван Иванович — человек простой, без затей, он ездит к Пахотиным лишь для того, чтобы перекинуться в карты. Другое дело — Райский; ему необходимо рас­шевелить Софью, свою дальнюю родственницу, превратив ее из “хо­лодной мраморной статуи” в живую, исполненную страстей женщину.

Райский немножко рису­ет, немножко пишет, музицирует, вкладывая во все свои занятия силу и страсть души. Но ему необходимо пробу­дить страсти и вокруг. “Райскому за тридцать лет, а он еще ничего не посеял, не пожал и не шел ни по одной колее, по каким ходят приезжающие изнутри России”. Приехав некогда в Петербург из родового имения, Райский, по­учившись понемногу всему, ни в чем не отыскал своего призвания. Он понял лишь одно: главное для него — искусство.

Борис Павлович отправляется на каникулы в име­ние, которым после смерти его родителей управляет двоюродная ба­бушка Татьяна Марковна Бережкова, старая дева, которой в незапамятные времена родители не позволили ей выйти замуж за из­бранника, Тита Никоновича Ватутина. Остался холостяком и он, так и ездит всю жизнь к Татьяне Марковне, никогда не забывая подарков для нее и двух девочек-родственниц, которых она воспитывает, — сирот Верочки и Марфеньки.

Малиновка, имение Райского, — благословенный уголок. Только страшный обрыв, которым заканчивается сад, пугает: по преданию, на дне его в далекие времена “убил за неверность жену и соперника, и тут же сам зарезался, один ревнивый муж, портной из города. Само­убийцу тут и зарыли, на месте преступления”.

Татьяна Марковна попыталась было ввести внука в курс дела, показать хозяйство, но Борис Павлович остался равнодушным и к хозяйству, и к необходимым визитам. Душу его могли затронуть лишь поэтические впечатления, а они никак не связывались ни с грозой города, Нилом Андреевичем, которому непременно хотела пред­ставить его бабушка, ни с провинциальной кокеткой Полиной Карповной Крицкой, ни с лубочным семейством старичков Молочковых, проживших свой век неразлучно.

Пролетели каникулы, и Райский вернулся в Петербург. Здесь, в университете, он сблизился с Леонтием Козловым, сыном дьякона. Непонятно, что могло сблизить столь разных людей: юношу, мечтающего стать учителем где-нибудь в отдаленном российском уголке, и романтического молодого человека. Но университетская жизнь закончилась, Леонтий уехал в провин­цию, а Райский так и не может сыскать настоящего дела в жизни, продолжая дилетантствовать. И Софья все кажется Борису Павловичу важнейшей целью в жизни: пробудить в ней огонь, заставить испытать, что такое “гроза жизни”... Он проводит у Пахотиных все вечера. В один из таких вече­ров отец Софьи, Николай Васильевич, приводит в дом графа Милари, “превосходного музыканта и любезнейшего молодого человека”. Вернувшись домой, Борис Павлович не может найти себе места: он то всматривается в начатый им портрет Софьи, то перечитывает начатый некогда очерк о молодой женщине, в которой ему удалось пробудить страсть и привести ее даже к “паде­нию”, — увы, Наташи нет уже в живых, а в исписанных им страницах так и не запечатлелось подлинное чувство.

Наступило лето, Райский получил письмо от Татьяны Марковны, в котором она звала внука в Малиновку, пришло письмо и от Леонтия Козлова, обитавшего поблизости от ро­дового имения Райского. “Это судьба посылает меня...” — решил Борис Павлович, тем более что портрет Софьи стал его неудачей: его не оценил художник Кирилов, сама же Софья нашла, что Райский польстил ей — она не такая...

Первое лицо, которое Райский встречает в усадьбе, — юная очаровательная девушка, не замечающая его, занятая кормлением до­машней птицы. Весь облик ее дышит такой свежестью, чистотой, гра­цией, что Райский понимает — здесь, в Малиновке, суждено найти ему красоту, в поисках которой он изнывал в холодном Петербурге. Радостно встречают Райского Татьяна Марковна, Марфенька (она и оказалась той самой девушкой), прислуга. Вера гос­тит за Волгой у своей подруги-попадьи. Бабушка старается увлечь Райского хозяйственными хлопотами, которые по-прежнему ничуть его не интересуют — он готов подарить име­ние Вере и Марфеньке, что вызывает гнев Татьяны Марковны...

В Малиновке, несмотря на радостные хлопоты, связанные с приез­дом Райского, идет обыденная жизнь: слуга Савелий призван давать во всем отчет приехавшему помещику, Леонтий Козлов учит детей. Но вот сюрприз: Козлов оказался женат! На Уленьке, ко­кетливой дочери эконома казенного заведения в Москве, где держали стол для студентов. Все они были понемно­гу влюблены в Уленьку, один Козлов не замечал ее, но именно за него она вышла и уехала в даль­ний уголок России. Разные слухи ходят о ней по городу, Уленька предупреждает Райского о том, что он может услышать, и заранее просит ничему не верить — явно в надежде на то, что уж он-то, Борис Павлович, не останется равнодушным к ее прелестям...

Вернувшись домой, Райский находит полную усадьбу гостей — Тит Никонович, Полина Карповна. И покатилась по наезженной колее обыч­ная деревенская жизнь. Райский знакомится с окрестностями, вникает в жизнь близких ему людей. Дворовые выясняют отношения, и Райский становится свидетелем дикой ревности Савелия к неверной жене Марине, дове­ренной прислуги Веры. Вот где кипят истинные страсти!..

Полина Карповна Крицкая из кожи лезет вон, чтобы привлечь внима­ние Райского, а потом понести по всему городку весть о том, что Борис Павлович не устоял перед ней. Но Райский в ужасе шарахается от нее.

Вера все не возвращается от попадьи. Борис Павлович пытается “образовать” Марфеньку, выясняя ее вкусы в литературе, живописи, чтобы и в ней начать пробуждать подлинную жизнь. Иногда заходит он в домик Козлова. И однажды встречается там с Марком Волоховым: “пятнадцатого класса, состоящий под надзором полиции чиновник, невольный здеш­него города гражданин” (т.е. ссыльный), как рекомендуется он сам. Марк кажется Райскому забавным — он уже успел ус­лышать о нем много ужасов от бабушки, но теперь, познакомившись, приглашает к себе на ужин. Их импровизированный ужин с в комнате Бориса Павловича будит Татьяну Марковну, она приходит в ужас от присутствия в доме этого человека.

Марк Волохов тоже считает своим долгом пробудить людей — только, в отличие от Райского, не конкретную женщину от сна души к грозе жизни, а абстрактных людей — к тревогам, опасностям, чте­нию запрещенных книг. Он не думает скрывать своей простой и ци­ничной философии, которая сводится к его личной пользе, и даже по-своему обаятелен в подобной детской открытости.

В это время возвращается Вера. Она оказывается совсем не такой, какой ожидал увидеть ее Борис Павлович, — замкнутая, не идущая на откровенные разговоры, со своими загадками. Райский понимает, что ему необходимо разгадать свою кузину, познать ее потаенную жизнь... И постепенно в утонченном Райском пробуждается дикий Саве­лий: как следит этот дворовый за своей женой Мариной, так и Райский следит за Верой.

Татьяна Марковна мечтает женить Бо­риса Павловича на дочери откупщика, чтобы он навсегда осел в родных краях. Райский отказывается. Тем более, что событий вокруг него разворачивается немало. Появляет­ся молодой человек Викентьев, и Райский мгновенно прозревает начало его романа с Марфенькой. Вера по-прежнему убивает Райского своим равнодушием. Марк все намекает на то, что хорошо знает об отношении Райского к Вере, о ее равно­душии и бесплодных попытках столичного кузена пробудить в про­винциалке живую душу. Не выдерживает наконец и сама Вера: она решительно просит Райского не шпионить за ней повсюду, оставить ее в покое. Разговор заканчивается как будто примирением: теперь Райский и Вера могут спокойно и серьезно разговаривать о книгах, о людях, о понимании жизни каждым из них. Но Райскому этого мало...

В один прекрасный день все городское общество звано в Ма­линовку на торжественный обед в честь Бориса Павловича. Но вспыхивает скандал, Борис Павлович открыто говорит почтенному Нилу Андрее­вичу Тычкову все, что думает о нем, и сама Татьяна Марковна не­ожиданно для себя встает на сторону внука. Тыч­ков с позором изгнан из Малиновки, а покоренная честностью Рай­ского Вера впервые целует его. Но этот поцелуй ничего, увы, не означает, и Райский собирается вернуться в Петербург. Правда, в скорый отъезд его не верят ни Вера, ни Марк Волохов, да и сам Райский не может. Вера вновь уезжает за Волгу к по­друге.

В ее отсутствие Райский пытается выяснить у Татьяны Марковны: что за человек Вера. И узнает, что бабушка считает себя необычайно близкой с Верой, видя в ней в каком-то смысле собственное повторение. От нее же Райский узнает и о человеке, который не знает, как посвататься к Вере. Это лесничий Иван Иванович Тушин.

Не зная, каким образом отделаться от мыслей о Вере, Борис Пав­лович дает Крицкой увезти себя к ней, оттуда он отправляется к Козлову, где его с распростертыми объятиями встречает Уленька. И Райский не устоял перед ее чарами...

В грозовую ночь Веру привозит на своих лошадях Тушин. Райский одержим ревностью и собирается в Петербург. И вновь остается, не в состоя­нии уехать, не разгадав тайну Веры.

Райскому удается встревожить Татьяну Марковну рассуждениями о том, что Вера влюблена, и бабуш­ка задумывает эксперимент: семейное чтение назидательной книги о Кунигунде, влюбленной против воли родителей и закончившей свои дни в монастыре. Эффект оказывается неожиданным: Вера остается равнодушной и едва не засыпает над книгой, а Марфенька и Викентьев объясняются в любви под соловьиное пение. На другой день в Малиновку приез­жает мать Викентьева, Марья Егоровна, — происходит сватовство и сговор. Марфенька становится невестой.

А избранник Веры — Марк Волохов. Это к нему ходит она на свидания в обрыв, это его мечтает она назвать мужем, переделав сначала по своему образу и по­добию. Веру и Марка разделяет многое: понятия о нрав­ственности, добре, порядочности. Любовь и честь для Веры — не пустые слова. Их любовь напоминает поединок. Райский не ведает о том, кто избран его кузиной.

Покой городка потрясен бегством Уленьки от Козлова с учителем мсье Шарлем. Отчаяние Леонтия без­гранично, Райский с Марком пытаются привести его в чувство.

Из Петербурга получено письмо от Аянова, в котором старый при­ятель рассказывает о романе Софьи с графом Милари — свет расценил некий “ложный шаг” Беловодовой как компромети­рующий ее, и тем отношения дома Пахотиных с графом заверши­лись. Письмо, которое могло бы совсем еще недавно задеть Райского, сильного впечатления на него не производит: все его мысли заняты Верой.

На­ступает вечер накануне помолвки Марфеньки. Вера вновь отправляет­ся в обрыв, а Райский ждет ее на самом краю, понимая, к кому отправилась его несчастная кузи­на. Померанцевый букет, заказанный для Марфеньки к ее торжеству, совпавшему с днем рождения, Райский бросает в окно Вере, падающей без чувств при виде этого подарка...

На следующий день Вера заболевает — ужас ее заключается в том, что необходимо поведать бабушке о своем падении, но сделать это она не в силах, тем более что дом полон гостей, а Марфеньку провожают к Викентьевым. Открыв все Райскому, а затем Тушину, Вера ненадолго успокаивается — Борис Павлович рассказывает по просьбе Веры о случившемся Татьяне Марковне.

Татьяна Марковна ходит безостановочно по дому, по саду, по полям вокруг Малиновки, и никто не в силах остановить ее: “Бог посетил, не сама хожу. Его сила носит — надо выносить до конца. Упаду — подберите меня...” — говорит Татьяна Марковна внуку. После многочасового бдения Татьяна Марковна приходит к Вере, лежащей в горячке.

Выходив Веру, Татьяна Марковна понимает, как необходимо им обеим облегчить душу: и тогда Вера слышит страшное признание ба­бушки о своем давнем грехе. Некогда в юности сватавшийся к ней нелюбимый человек застал Татьяну Марковну в оранжерее с Титом Никоновичем и взял с нее клятву никогда не выходить замуж...

По материалам сайта российских студентов-филологов

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Поделись в социальных сетях

Теги

Читай также


Новости партнёров


Комментарии

символов 999

Новости партнёров

Новости tochka.net

Новости партнёров

Loading...

Еще на tochka.net