Обряды славян

Свадебный обрядПо славянскому обычаю, жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении. Затем отцу невесты жених давал вено – выкуп за невесту. За день до свадьбы

27 февраля 2006, 17:54

Свадебный обряд

По славянскому обычаю, жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении. Затем отцу невесты жених давал вено – выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая теща печет курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на нее свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного “зайца” (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание.

Само слово “венчание” означает покрытие головы венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется “продажа сестриной косы”. Около невесты садятся также “глазки” – две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из “глазок” держит в руках по блюду, завязанному платками концами вниз. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба.

После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажженной свече, шли к храму или свещенному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли каравай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нёс чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала еще и гостей. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал ее жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с медом.

Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки меда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: “Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры”. Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. На почетном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако он занимал почётное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, “превратить в волков свадебный поезд”, а оттого, что как раз зачастую являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками.

По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дергали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они ее лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора: “Тетера на стол прилетела – молода спать захотела”. В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее было подготовлено брачное ложе. Под напутствие молодожены, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Через некоторое время посылали к молодым узнать о “здоровье”. Если жених отвечал, что он в “добром”, значит, “доброе” свершилось. “Веселенько встав”, молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось. Застолье заканчивалось игрищами, после которых те, кто еще мог ходить, расходились по домам.

Обряд имянаречения

Если славянин или славянка с рождения были названы славянским именем, то обряд наречения проводить не нужно. Конечно, если нет необходимости наречь новым именем. Если же человек не был крещен или приведен к какой-либо другой чужой вере, то обряд наречения проводят следующим образом. Нарекаемый стоит лицом к Священному Огню. Жрец трижды окропляет родниковой водой лицо, чело и темя, произнося слова: “Яко тоя вода чиста, тако будет чисто лице; яко тоя вода чиста, тако будут чисты мысли; яко тоя вода чиста, тако будет чисто имя!”

Затем жрец отрезает прядь волос у нарекаемого и кладет их в Огонь, произнося при этом шепотом новое имя. До того, как человек получит имя, никто, кроме жреца и нарекаемого, не должен выбранное имя знать. После этого жрец подходит к человеку и громко произносит: “Нарцемо имя тебе...(имярек) ”. И так трижды. Жрец дает нареченному горсть зерна для принесения требы и братину сурьи для поминовения предков.

Славянин, который был до этого крещен либо был приведен к какой-либо другой чужой вере, должен сначала пройти обряд очищения. Для этого усаживают человека на колени на колоду (он не должен касаться коленями земли), обводят это место замкнутым кругом. Перед тем, как сесть в круг, нарекаемый снимает с себя одежду, обнажаясь по пояс. Круг чертится ножом, который потом оставляют в земле до окончания обряда. Нарекаемому слегка омывают голову родниковой водой, обносят посолонь огнем, осыпают зерном, делая очистительные движения руками. Очищение проводит жрец или трое жрецов.

Обходят нарекаемого по кругу, держа свои правые руки над его головой. В это время они протяжно возглашают клич “Гой” – три раза. Подняв руки к небу, торжественно восклицают: “Нарцемо имя тебе... ”, далее произносится имя, выбранное общиной (по согласованию со жрецом), или имя, которое нарекаемый выбрал себе сам (опять же по согласию жреца). И так восклицают три раза. Круг разрывается, нареченному дается горсть зерна для его первого жертвоприношения и ковш с медом для поминовения предков, под чье покровительство он теперь переходит.

Похоронный обряд

Простейший похоронный обряд состоит в следующем. Особый костер, “крада” (крадущий из нашего мира положенные на него предметы) выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека. На 1 домовину необходимо брать в 10 раз более дров по весу. Дрова должны быть дубовые или березовые. Домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д. Причем нос ладьи ставят на закат солнца. Самым подходящим днем для похорон считается пятница – день Мокоши. Покойника одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину милодары и поминальную еду. Горшок ставят в ногах покойного. Покойник должен лежать головой на запад.

Поджигает старейшина либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к краде. Краду поджигают днем, на закате, чтобы покойный “видел” свет и “шел” вслед за уходящим солнцем. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. После того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва: По окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени – знак того, что умерший поднялся к Сварге. Насыпали сверху малый холм, на котором устраивалась тризна. Бросив сверху оружие, участники тризны расходились, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм.

Обряды в честь мертвых

Во многих славянских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых. Народ ходит на могильники 1 сухеня (марта), в час рассвета, и там приносит жертвы мертвым. День носит название “Навий день” и также посвящен Морене. Вообще любой обряд в честь мертвых имеет свое название – тризна. Тризна по умершим есть пир в их честь. Со временем славянскую тризну изменили в поминки.

Тризна ранее представляла собой целый ритуал: на могильник приносят лепешек, пирогов, крашенных яиц, вина и поминают мертвого. При этом обычно женщины и девушки причитают. Причитанием вообще называют плач по покойнику, но не безмолвный, не простой истерический припадок, допускающий потерю слез часто без звука, или сопровождаемый всхлипыванием и стонами. Нет, это печальная песня потери, лишения. Автор таких причитаний, обливаясь горючими слезами об умершем родственнике и будучи не в состоянии затаить в себе душевной тревоги, падает на могильник, где скрыт прах, или, ударяя себе в грудь, плачет, выражая нараспев в форме народных песен свою тоску. Слово, сказанное ею от всей души, от всего сердца, часто глубоко прочувствованное, иногда даже носящее в себе глубокий отпечаток народной легендарности.

По материалам www.paganism.msk.ru/obryad .

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читай также


Комментарии

символов 999

Loading...

информация