Ничья земля – смех сквозь слёзы

“Ничья земля” (No Man’s Land)Бельгия – Босния и Герцеговина – Франция – Италия – Великобритания – Словения, 2001 Режиссер, сценарист, композитор: Данис Танович В ролях: Бранко Джурич (Чики), Рене

28 февраля 2006, 19:30

“Ничья земля” (No Man’s Land)

Бельгия – Босния и Герцеговина – Франция – Италия – Великобритания – Словения, 2001

Режиссер, сценарист, композитор: Данис Танович

В ролях: Бранко Джурич (Чики), Рене Битораджач (Нино), Филип Совагович (Чера), Георгес Сиатидис (сержант Маршан), Кэтрин Картлидж (Джей Ливингстон), Саймон Кэллоу (полковник Шэфт), Серж-Анри Валке (капитан Дюбуа)

Превью: Босния и Герцеговина. 1993 год. Период самых ожесточенных боев между враждующими сторонами. Три солдата – Чики (Бранко Джурич), Нино (Рене Битораджач) и Чера (Филип Совагович) – оказываются на нейтральной территории в одном окопе. Раненый Чера лежит на мине-лягушке и может только наблюдать, как серб Чики и босниец Нино ведут свою локальную войну...

Балканские режиссеры говорят на уникальном языке. Как и гениальный Кустурица, который каждым своим фильмом записывает новую строчку в книгу мирового кинематографа, Данис Танович со своим дебютным фильмом “Ничья земля” произвел фурор в 2001 году. Ведь показать весь ужас войны, заострить внимание на важных человеческих моментах, трагически закончить и при этом улыбаться на протяжении всего фильма может только настоящий мастер. Кустурица провел подобный эксперимент в фильме “Андеграунд”, в конце которого он показал нам всемирную сеть подземных тоннелей, по которым можно добраться до любой точки мира.

У Тановича всё не так масштабно. Он не выходит за рамки локального конфликта, показывая трагедию войны на примере двух солдат, которые случайно оказались в окопе на нейтральной полосе. Они не совсем понимают, за что, в сущности, борются, да и разговаривают они на одном языке, хотя всеми силами пытаются доказать обратное.

Трагикомедия ситуаций, в которой самым несчастным персонажем оказывается раненый Чиро, под которого подложили мину, не может закончиться хорошо. На протяжении всего фильма нам намекают, что в абсурдности происходящего виноваты совсем не эти маленькие люди с исковерканными судьбами. Всё намного хуже. Глупые смерти, глупые ООНовцы, думающие, что они действительно могут кому-то помочь, глупые генералы, глупые журналисты. Все они создают видимость действия, суетятся, шумят. Вселенская глупость приводят к ужасным последствиям – люди, которые совсем недавно жили друг с другом в мире, разделяются на два враждующих лагеря. С каждым бесполезным боем, новым ненужным убийством люди становятся всё более озлобленными. И самая незначительная мелочь снова может раздуть пламя конфликта. Абсурдность этнической войны достигает своего апогея.

“Персонажи этого фильма очень похожи на реальных людей. Это не герои, а простые люди, зажатые челюстями войны. Таких легко можно найти по обе стороны линии фронта. Их только зовут по-разному”, – говорит режиссер фильма.

То, что фильм получил “Оскара” в 2002 году как “лучший иностранный фильм”, оставив далеко позади милую “Амели”, ни у кого не вызвало удивления. Эти проекты просто нельзя было сравнивать. “Ничья земля” была бесспорным лидером и заслужила огромное количество наград: “лучший сценарий” на Каннском фестивале, “Золотой глобус” за “лучший зарубежный фильм”, премию “Сезар” за “лучший дебют в кино” и др.

Как говорят продюсеры фильма, они долго ждали чего-то подобного, именно такого вот сценария, который мог бы показать всю ненужность югославской войны, и вот к ним в офис прислал сценарий молодой боснийский режиссер. Танович даже не звонил к ним. Когда они прочитали текст под названием “Ничья земля”, они поняли, что просто обязаны снять этот фильм…

Минимальный бюджет картины полностью компенсируется глубиной и психологической силой повествования. В камерности происходящего существует некая сила малой сцены, когда театральные актеры лишь силой своего голоса могут погрузить зрителя в длительный транс. Магия Тановича завораживает. В простых диалогах, однообразных сценах скрыт крик режиссера. Крик о помощи…

И чем громче мы смеёмся над комичными моментами картины в начале, тем больше нам хочется плакать в конце. Потому что по-другому не получается.

Игорь Даровский

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация