На берегах реки Шэннон или “ирландское гетто” в Киеве

Не так давно, 17 февраля, киевской школе ирландского танца под названием “Шэннон Ривер” (Shannon River), названной так в честь одной из рек Ирландии, исполнился год. Но это только официально: всё

14 марта 2006, 14:26

Не так давно, 17 февраля, киевской школе ирландского танца под названием “Шэннон Ривер” (Shannon River), названной так в честь одной из рек Ирландии, исполнился год. Но это только официально: всё началось намного раньше, и отнюдь не на звонком паркете уютного зеркального зала. Да и не могут эти танцы существовать так – размеренно, от тренировочки к тренировочке, разминка-растяжка, записанная музыка… для этого они слишком живые и непредсказуемые. Они требуют настройки на определенную волну, посвященности и своеобразной преданности, потому и отношение к ним обычных украинцев – чаще всего никакое. Не то чтобы можно было говорить об абсолютной маргинальности ирландских танцев здесь, в Украине, – с ними, скорее, просто незнакомы, да и оценить чужой “традишнл” с ходу ох как непросто. Но недаром на популярном форуме им была отведена ветка под названием “ирландское гетто” – это маленький мирок со своими особенностями...

Увлечение западным фолком, в частности ирландским, началось в России и Украине еще добрый десяток лет назад, когда некоторые российские группы (“Зеленые Рукава”, “Old Horned Sheep”, “Mervent”, “Si Mhor”), а чуть позже и украинские (“РУН”, “Гурт ЙоГурт”) стали играть традиционные ирландские мелодии, переводить и исполнять песни и композиции по их мотивам. Позднее стали появляться и школы ирландского танца в России. В Украине одной из первых появилась школа в Севастополе, Eirindance, а киевская “волна” поднялась сравнительно недавно. Предназначены танцы были изначально для Движения, того самого – ролевого, и начиналось всё летом, на зеленой травке перед Историческим музеем на Андреевском, традиционным местом сбора ролевиков, толкиенистов, исторических реконструкторов, эльфов и прочей движенческой братии.

Но очень скоро такая узкая направленность изжила себя, в Танец пришли и другие люди – другие, но не менее увлеченные. Появились два преподавателя (Мария Черная и Катерина Малярчук), которые, образно говоря, направили бег реки Шэннон в нужное русло, ведь деятельность серьезной школы не может основываться на чистом энтузиазме. Чтобы вести за собой учеников, необходима известная доля профессионализма, и танцоры любыми способами стараются повысить свой уровень. Это тем более сложно, что в Украине и речи не идет о квалифицированных преподавателях, аттестованных Ирландской комиссией танца. Вот и приходится ездить в Москву и другие города на мастер-классы и экзамены, приглашать преподавателей, учиться по кассетам и записям и очень многое придумывать самим.

Теперь занятия проходят в Красном корпусе университета Шевченко, но собственно весь процесс этим местом далеко не ограничивается. “Пляшущих человечков” чаще всего можно встретить в тех местах, где можно услышать соответствующую музыку в исполнении всё тех же “РУНов” и “ЙоГуртов”, в основном это пятничная “Квартира Бабуин” и уличные сейшены музыкантов, а кроме этого – на фестивалях (Країна Мрій, Шешори, серия фестов в Судаке), концертах, исторических мероприятиях, вечеринках и просто на улице или в парке.

Не буду останавливаться слишком подробно на собственно видах танца и их особенностях, хочу поговорить об ирландском танце в целом, как сложной, но занимательной системе. Ведь чтобы танцевать, необходимо прежде всего понимать танец изнутри. Если не заниматься этим с детства, то подход очень и очень отличен. То, что счастливым (с нашей, танцорской точки зрения) ирландским детишкам вбивается с пеленок и доводится до автоматизма, у нас достигается через интуицию, глубинное понимание. Так и “въезжаем” –  сначала мозгами, а уж потом ногами.

Если сравнить айриш с другими видами танцев, то можно заметить, что некоторые элементы его взяты из балета – высокие легкие прыжки, ряд движений, даже имеющих сходные названия, стойки на степовках как на пуантах, работа ног (выворотность, вытянутые носочки и эти вечные высокие полупальцы!!), но в то же время принцип движений и общая “картинка” отличается – движения  стопы более акцентированные, быстрые и четкие, с большей амплитудой. Американский степист по сравнению с ирландским – воплощение раскованности, а его движения совершаются по разным направлениях, а не четко по вертикали и горизонтали. Степ ирландский и степ во фламенко вообще имеют кардинально различные направленности: фламенко очень земной танец, байлаор почти не отрывается от поверхности, и при всей плавности имеет ощутимую тяжесть, земную тяжесть; айриш же устремлен вверх, и танцору нужна земля лишь для того, чтобы оттолкнуться от нее – и взлететь, снова и снова.

Поэтому танцуя “ирландию”, нужно понимать, что экономить силы здесь не получится, и каждый раз танцевать, выкладываясь полностью, как в последний раз. Баланса силы и легкости мечтает добиться каждый “айриш-дансер”. Руки не помогают движению, а сначала так и вообще большая доля усилий уходят на то, чтобы удерживать их в неподвижном положении. Но это акцентирует внимание на четкой работе ног.

Зрелищность и эффектность рилов и джиг возрастает в геометрической прогрессии к числу танцоров. Один человек – это хорошо, два – сила, три – команда, а когда четверо и больше человек четко держат ритм – это уже целое действо, похожее на колдовство. Необходимостью является слаженность движений танцоров: одно дело, когда человек солирует, и совсем другое – когда танцует группа, тут важно очень хорошо чувствовать ритм,  объединяющий большую группу как бы в единое целое. Здесь очень нужно чувство ритма, потому что танец большей частью строится на звуке (это касается степа), поэтому преподаватели часто ругают степистов за разнобой – звуки “гороха об стену”.

Ирландский танец берёт и восхищает сочетанием несочетаемого – строгости и сдержанности с легкостью, раскованностью, огнем; странностью контрастов – контрастов неподвижного корпуса и быстрых движений стоп, стремительных движений и выдержанных пауз, мелких,     “ювелирных” движений стоп и высоких парящих прыжков.

Чтобы проникнуться необходимым духом и улучшить технику, нужно довольно часто просматривать видеоматериалы. Так что часть жизни “Шэннона” –  это дружные посиделки за просмотром дисков с шоу и обучалками, мечты о будущем, о собственном шоу. Это и частые репетиции, выступления, вечеринки, долгие прогулки и общение близких, объединенных общей идеей людей. Это и занятия рукоделием – шитье танцевальных платьев и поясов со сложной вышивкой и аппликациями, роспись посуды кельтскими узорами, плетение ярких зелено-бело-оранжевых фенечек; изучение кельтской мифологии и празднование старинных ирландских праздников. Но самое важное – это всё-таки Танец: когда ты остаешься наедине с музыкой и паркетом, тогда – “ритм сердца – ритм степа – душа в кончиках пальцев – тело в струнку – огненная музыка – узоры из звука – полёт и слаженность – радость движения – счастье танца...” Кажется, я немного увлеклась :)

Легких вам ног!

Елена Семенюк

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читай также


Комментарии

символов 999

Loading...

информация