“Южный Парк”: контркультурная революция

В нашем мире всё по-прежнему, скучно и убого. Президенты выбираются, молодежь влюбляется, кто-то в кого-то стреляет, где-то эфиопские дети пухнут от голода, а снобы в модных ресторанах поедают

14 июня 2006, 11:03

В нашем мире всё по-прежнему, скучно и убого. Президенты выбираются, молодежь влюбляется, кто-то в кого-то стреляет, где-то эфиопские дети пухнут от голода, а снобы в модных ресторанах поедают фуагра, обсуждая последние культурные новинки…

Мир мультсериала “Южный Парк” не так уж сильно и отличается от мира реального. Разве что в нём гораздо больше инопланетян, Сатана имеет гомосексуальную связь с Саддамом Хусейном, Христос ведет телешоу “Иисус сотоварищи”, злобные режиссеры пытаются изменять свои же фильмы, Земля – космическое реалити-шоу, Барбара Стрейзанд – огромный металлический монстр, католики молятся какой-то гигантской паучихе, люди испражняются ртом, а по ночам в городке появляются кальсонные гномики, жаждущие свистнуть исподнее у зазевавшихся граждан.

Отношение к юмору у каждого свое. Кто-то любит Задорнова, кто-то балдеет от ужимок Джима Кэрри. А мне вот нравится удивительный мульт со вселенским уровнем обобщения под нетривиальным названием “Южный Парк”.

Концепт очень прост. В небольшом горном городишке в штате Колорадо живут себе четверо третьеклашек. Влюбчивый до тошноты Спортсмен, Романтик и Астматик Стэн Марш; его лучший друг – умный еврейский мальчик Кайл Брофловский; непонятное существо в оранжевом капюшоне, нищий, неразборчиво говорящий, склонный к суициду Кенни МакКормик и толстый расист, сквернослов и циник, сын гермафродита Эрик Картман. Естественно, такие яркие типажи просто по определению не могут спокойно усидеть на месте – и потому постоянно встряют во всевозможные невероятные ситуации и становятся участниками самых нетривиальных событий.

“Южный Парк”, или точнее, South Park, после продолжительных творческих мучений родился в 1995 г. в сотворчестве Мэтта Стоуна и Трея Паркера в виде пятиминутного пилотного ролика “Дух Рождества” бюджетом в 750 долларов. Мультик ни разу не попал на телевидение, зато привлек внимание продюсеров. Молодых гениев приютил кабельный канал Comedy Central, а работников студии Fox, объявивших Стоуна и Паркера персонами нон-грата в телебизнесе, уволили. И поделом им – потому что шоу “Южный Парк”, в котором причудливо соединились политическая сатира, детская сказка и сортирный юмор, вышло в эфир 13 сентября 1997 года. Первая серия называлась “Картман и анальный зонд”, и уже после завершения первого сезона кассеты с мультфильмом стали бестселлерами.

Что же такое “Южный Парк” как мультфильм, как явление, как культура? Это нарушение всяческих табу, это издевательство над так называемыми “американскими ценностями”. Это предупредительный удар, тот самый “парабеллум”, о котором говорил Остап Бендер. Это гимн контркультуры, в котором всё сводится к абстракционистским картинкам не столько в стиле Матисса, сколько в манере Сальвадора Дали, разучившегося рисовать. Кадры первого сезона этого мультфильма, выполненные просто ужасно с точки зрения классической анимации, казалось, снимались где-то в Одессе на Малой Арнаутской: герои просто представляли собой куски цветного картона, что позволило авторам обойти законы, цензурирующие содержание мультипликационных фильмов.

Гораздо позже всё изменилось с помощью компьютерной графики, и для реалистичности рядом с примитивными картинками стали использоваться спецэффекты: взрывы, огонь, волшебство и так далее. Сами авторы говорят о манере исполнения мульта в одной из серий: “Мы, конечно, хотели улучшить наш мультфильм. Возьмем, например, классическую сцену на автобусной остановке. Нам всегда хотелось, чтобы на заднем фоне ездили боевые роботы и время от времени мелькали динозавры. Но, к сожалению, с нашим бюджетом мы себе этого позволить не могли”. Хотя вспомним ту же популярную несколько лет назад “Масяню” Олега Куваева со злобным юмором и примитивной графикой. Смотрели же – и радовались.

На самом деле, по мнению многих искусствоведов и простых посетителей интернет-форумов, приближающаяся к элементарным геометрическим фигурам графика свидетельствует лишь о стереотипности образов мультфильма. Каждый из основных, да и вспомогательных героев, выражает определенное человеческое качество, будь то достоинство или недостаток. Об этом говорят даже куда уж более стереотипные жизнерадостный мормон и болезненный еврейский кузен Кайла: “Пацаны, вы – вонючие стереотипы. Вас всё равно все забудут, потому что вы – г***юки, которые не умеют дружить и ценить людей”.

Действительно, добротой герои “Южного Парка” не отличаются. Картман ненавидит своих приятелей (как, впрочем, и они его). И готов убить родителей старшеклассника, приготовить из их трупов соус чили только потому, что восьмиклашка Скотт Тенорман поставил его в неловкое положение. В мультфильме буквально нет ни одного сухого места, так как почти каждый кадр залит человеческой или нечеловеческой кровью. При этом каждая серия отличается некоей моральной претенциозностью. Обязательно в конце каждого сюжета кто-то, раскаиваясь, говорит: “Сегодня мы поняли/осознали и т.д., что…”. Хотя никто ничего не осознал.

Что касается объекта насмешек авторов, то в сериале высмеивается абсолютно всё, каждая сторона человеческого бытия. Для двух молодых пересмешников “нет ничего святого”. Религия, политика, сектанты, американская кокакольно-гамбургерная культура, Голливуд, интеллектуальный кинематограф, порнография, музыка, шоу-бизнес и простые человеческие отношения. После каждой серии не то чтобы открывается обратная сторона Луны, скорее, эта сторона закрывается. Ибо авторы как будто говорят: спасения нет, мы все погрязнем в рутине, всё скучно, всё опостылело, “а у стариков нужно отобрать водительские права”. Интересны элементы пародии в мультике. Это и пародия на блокбастеры, вроде “Властелина Колец”, и на “Американскую Трагедию” Драйзера (Картман пытается убить Кайла поролоновой битой в лодке), это и пародия на похожие проекты (“Это уже было в “Симпсонах”), и самопародия (постоянно встречающийся в мультике канадский комедийный сериал с матерящимися пукающими придурками “Шоу Терренса и Филлипа”).

Несмотря на новаторство, объект насмешек и черный юмор, сериал при всей своей принадлежности к контркультуре – типичный продукт североамериканского шоу-бизнеса. Трей и Мэтт на своем проекте зарабатывают очень неплохие по расценкам Голливуда денежки. Только сборы полнометражного фильма “Южный Парк: Большой, Толстый, Необрезанный” составили около 80 миллионов долларов. Кроме того, участие в шоу становится модным, авторам даже предлагают взятки за размещение той или иной звезды в кадре. Не говоря уже о том, что мульт имеет такие награды, как “Оскар”, “Золотой Глобус”, “MTV Movie Awards” и тому подобное.

И всё равно любому трезвомыслящему человеку “Южный Парк” придется по душе. Не потому что сериал злободневен. Просто это очень веселый и нужный мультик. Нужный для поднятия настроения и промывки мозгов. Поэтому лицемерная критика мультфильма кажется мне обыкновенным ханжеством и неумением адекватно воспринимать действительность. Мне нравится – и всё тут. Тем более, что скоро запускается в прокат второй полнометражный “Южный Парк”, а 23 марта стартует десятый сезон.

Евгений Кошин

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация