Педро Альмодовар “Патти Дифуса и другие тексты” (Patty Diphusa)

Поп-арт как норма жизниИмя испанского режиссера Педро Альмодовара (Pedro Almodovar) знакомо даже тем, кто никогда не видел “Всё о моей матери” и “Поговори с ней”. А те, кто видел его фильмы, далеко

28 марта 2006, 18:06

Поп-арт как норма жизни

Имя испанского режиссера Педро Альмодовара (Pedro Almodovar) знакомо даже тем, кто никогда не видел “Всё о моей матери” и “Поговори с ней”. А те, кто видел его фильмы, далеко не всегда пылают любовью к его ироничному и шокирующему стилю. Впрочем, подозреваю, на последний факт Альмодовару плевать с высоты своих двух “Оскаров”. А по прочтении “Патти Дифусы и других текстов”, единственной художественной книги режиссера, становится ясно, что ему на самом деле всегда было плевать, любят его или нет. Поэтому он и стал Педро Альмодоваром.

Литературная мистификация по имени Патти Дифуса – alter ego Альмодовара. Ну и что, что она – женщина? К вопросам пола незакомплексованный испанец всегда относился более чем легко: какая разница, с кем спать и в каком роде себя называть? Лишь бы человек был хороший.

Патти – героиня журнальной колонки, которую вёл Альмодовар в мадридском издании “La Luna” в начале 1980-х гг. Для испанского искусства, в частности, для мадридской богемной тусовки (известной как “Movida”) то было знаковое время: “Тогда, в начале восьмидесятых, наша жизнь была бесконечной «Фабрикой» Энди Уорхола”.

При чем здесь художник Энди Уорхол (Andy Warhol) и его студия, которую он называл “Фабрикой”? Ключевое слово – поп-арт, направление, зародившееся в Америке 1960-х благодаря Уорхолу сотоварищи и расцветшее в Европе 1980-х. Суть поп-арта – игра с образами “массовой культуры”, культ вещи, предмета, торговой марки. Вещь в поп-арте лишалась своего утилитарного назначения и становилась знаком, с которым можно было играть как угодно. Человек поп-артом игнорируется, если только он не персонаж глянцевых обложек: в этом случае личность подменяется внешностью, имиджем, который, фактически, та же торговая марка. Энди Уорхолл заполнял свои холсты разноцветными портретами Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) и банками томатного супа “Campbell’s”, его последователи ваяли коллажи из газетных вырезок и комиксов… А Педро Альмодовар, познавший в молодости все радости пластикового рая испанского поп-арта, делает героиней своих заметок… “международный секс-символ, или международную порнозвезду, называйте как хотите”.

Патти Дифуса (по-испански patidifusa означает “ошалевшая”, “ошеломленная”) – знаменитая порноактриса, “девушка, которая никогда не спит”, жизнелюбивая, веселая, открытая, жадная до сексуальных и других удовольствий. Одна из ее заметок называется “В этой главе я не трахаюсь” – можете себе примерно представить, что происходит в остальных…

Секса в “Патти Дифусе” более чем достаточно, но это еще не повод называть книгу Альмодовара порнороманом. Для этого она слишком весела и легкомысленна, а Патти – слишком умна и чувствительна. Килограмма креветок, подаренного безымянным таксистом, достаточно для того, чтобы столовую героини “наполнило ощущение ВЕСНЫ” (Патти злоупотребляет большими буквами). Нежная душа Патти – единственное, что отличает ее от поп-артовских пластиковых кукол. В остальном Альмодовар радостно, не отвлекаясь на такие мелочи, как вкус и чувство меры, переполняет свое повествование яркими красками, сравнением даже третьестепенных персонажей с кинозвездами (в противном случае герои поп-арта не имеют права на существование), площадным юмором и прочими прелестями, хорошо знакомыми нам по его фильмам.

Патти пережила свою эпоху – из символа бесшабашной распущенности восьмидесятых она превратилась в символ великой депрессии девяностых. Когда распущенность вошла в моду, она очень быстро превратилась в пресыщенность, что породило скуку и тотальное одиночество. Живыми из подобной переделки выбрались немногие, и один из них – неунывающий Альмодовар, в “Других текстах” имевший наглость беспардонно заявить своей тусовке, с участием которой снимал фильм: “Если и облажаемся, это не важно, потому что мы, в общем-то, и сейчас полная лажа”. Всем бы нам такой оптимизм.

Развлекалась Светлана Евсюкова

Книга была любезно предоставлена издательством “Азбука

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация