Израиль – Земля Обетованная

Есть на Земле много стран, известных своей красотой, древностью своей истории, богатством своей культуры. Но на всей планете есть лишь одна Святая Земля.О ней мы узнаем с самых первых страниц

18 апреля 2006, 16:34

Есть на Земле много стран, известных своей красотой, древностью своей истории, богатством своей культуры. Но на всей планете есть лишь одна Святая Земля.

О ней мы узнаем с самых первых страниц Священного Писания. К ней, преодолевая многочисленные испытания, стремился из Египта избранный Богом народ. На этой земле родился обещанный Богом Мессия – Иисус Христос. Эта земля стала местом Его Служения, Крестной Смерти и Воскресения.

Израиль – земля трех религий, библейская “Земля Обетованная”, родина многих народов и цивилизаций. Израиль находится на юго-западе Азии, на восточном побережье Средиземного моря. Официально столицей Израиля считается Иерусалим, но некоторые страны столицей признают Тель-Авив, который реально и выполняет все столичные функции.

Тель-Авив – Холм весны

“Холм весны”, так переводится название города, не значился на карте до 1909 года, когда группа жителей Яффо начала строительство на песчаных дюнах к северу от старого порта.

Через 5 лет здесь жило уже 2 тыс. человек, в 30-е годы он превращается в столицу еврейского ишува Эрец-Исраэль, а в наши дни в этом мегаполисе проживает уже более 1 млн. человек. Здесь расположены центральные офисы крупнейших банков и компаний страны, а также представительства иностранных государств и фирм.

Тель-Авив изобилует художественными галереями и центрами разных ремесел, где можно увидеть лучшие работы как местных, так и зарубежных мастеров. В Тель-Авиве сконцентрированы жемчужины израильской культуры. Оснащенный современными техническими средствами Музей еврейской диаспоры, расположенный на территории Тель-Авивского университета, хранит большое количество информации о жизни евреев. Музей Земли Израильской концентрирует внимание на различных аспектах прошлого Израиля. Весь музейный комплекс сосредоточен вокруг площадки археологических раскопок, где обнаружен город времен филистимлян.

Гордостью и радостью Тель-Авива является новый Центр исполнительского искусства имени Голды Мейр, в котором размещаются Израильская опера, танцевальные и театральные труппы, концертные залы. Всемирно известный Израильский филармонический оркестр концертирует в Аудитории Манна, рядом с Израильским национальным театром “Габима”.

Тель-Авив, известный как “город, который никогда не спит”, предлагает огромный выбор возможностей провести вечер. Многие клубы, пабы, дискотеки и музыкальные бары открыты допоздна. Вечером стоит посетить отреставрированный Старый город с его художественными галереями, мастерскими ремесленников, ночными клубами и закусочными.

Яффо – один их древнейших городов мира

Наверное, нет такого человека, который бы не слышал о Старом Яффо. Это один из древнейших городов мира. Первое письменное упоминание о нём встречается в хрониках фараона Тутмоса III, где сообщается о взятии Яффо в XV веке до н. э. Легенда говорит, что название города связано с именем одного из сыновей Ноя – Яфета, который построил здесь порт после Всемирного потопа. По другой версии, название “Яффо” происходит от ивритского слова “яфа” – “красивая”. Яффо принадлежал египтянам, филистимлянам, евреям, персам, финикийцам, римлянам, грекам – и каждый народ оставил свой след в истории города.

С этим местом связано множество легенд и преданий. Библейская традиция утверждает, что при царе Соломоне через самый древний в мире порт Яффо сплавлялись ливанские кедры для строительства Первого храма. Отсюда отплыл пророк Иона, проглоченный во время бури огромным китом, который через три дня выплюнул его назад на берег Яффо.

А помните древнегреческий миф о прекрасной Андромеде? Она была прикована к скале и отдана на съедение страшному морскому чудовищу. Но храбрый Персей победил чудище, освободил красавицу и взял ее в жены. Возле древнего порта и сегодня показывают камни, которые остались от “скалы Андромеды”.

Старый Яффо сейчас превращен в один большой туристический и художественный центр с многочисленными ресторанами, галереями, мастерскими, блошиными рынками, салонами, музеями и археологическими раскопками. Основное население здесь тоже своеобразно – художники, музыканты, скульпторы и другие люди “творческих специальностей”. По старым улочкам Яффо можно бродить бесконечно, на каждом повороте и у каждого дома открывая для себя что-то новое. Интересны яффский театр “Ха-Симта” (Переулок), Музей древностей Тель-Авива–Яффо и Музей истории Тель-Авива–Яффо, театр “Гешер” в зале “Нога” (здесь играют на русском языке), салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим. В старом Яффо много художественных галерей и магазинчиков, среди которых наиболее интересна галерея ручного трикотажа Габриэли.

Иерусалим – столица трех религий

Древней столице Израиля – священному городу Иерусалиму – уже более 3 тысяч лет. Город, который при царе Давиде назывался Иевус, являет собой фантастическое смешение памятников истории, культур и народов. Количество достопримечательностей здесь просто огромно.

Город окружен горами, поэтому начинать знакомство с его историей лучше с обзорной площадки на Маслиничной горе. За рекой Кедрон виднеются старые крепостные стены, а за ними – многочисленные купола храмов, свечи минаретов и крыши Старого Города. В северо-западной части Старого города лежит Христианский квартал, где находится святыня христианского мира – Храм Гроба Господня с небольшой часовней “Кувуклия”, величественным храмом Воскресения, в котором хранится часть тернового венца Иисуса Христа, а также с церковью Св. Елены и остатками каменоломни времен Первого храма. К храму примыкают церковь Спасителя, Александрийское подворье, руины “Судных ворот”, над порогом которых находится церковь Александра Невского, печальная Голгофа, греческая церковь Св. Елены, камень Помазания и часовня праотца Адама.

За Львиными воротами в пределах Старого города тянется Виа Делароза (Долороза или Скорбный путь), по которому, согласно библейским преданиям, Христос проделал свой путь на Голгофу. На протяжении всего Скорбного пути церквями и памятниками отмечены все этапы пути Мессии. В пределах Виа Делароза обязательно стоит осмотреть Гефсиманский сад за Львиными воротами, где был арестован Христос, монастырь Св. Анны (матери Девы Марии), подземную купель Вифезда (Овечья купель), школу Эль-Омария (Омрим) на месте крепости Антония, часовни Бичевания и Осуждения, монастырь Сестер Сиона, здание Армянского патриархата, часовню Св. Вероники и церковь Богоматери Великомученицы. Интересна лежащая несколько севернее гробница семьи Ирода “Терра Санта”.

Севернее Виа Делароза лежит Мусульманский квартал старого города, к которому примыкает Храмовая гора (Хар а-Мория) с Харам-эш-Шериф (священным двором). Здесь высится золотой купол Мечети скалы или Купол-скалы, воздвигнутой над святилищем Соломонова храма, в котором, по преданиям, хранился Ковчег Завета. Это важнейшее святилище ислама – отсюда пророк вознесся на небо, где ему были открыты заветы ислама, и древнейшая из сохранившихся мусульманских построек мира. Здесь можно видеть отпечаток ноги пророка на скале и три волоска из его бороды.

Юго-западнее Храмовой горы расположен Еврейский квартал с уникальными историческими памятниками, такими как остатки сторожевой башни древнего Иерусалима – Израильская Башня, макет Первого храма, остатки цитадели Давида с Музеем истории Иерусалима, Южная стена, Хасмонейские туннели, арка Робинсона, колодец Уоррена, арки Вильсона и Беркли, а также широкая лестница Маалот раби Иегуда, ведущая к священному для каждого иудея месту – сложенной из огромных каменных монолитов Стене Плача. Согласно религиозной традиции, евреи должны трижды в год приходить к Иерусалимскому храму, поэтому единственная сохранившаяся от него постройка давно уже стала объектом паломничества – возле неё всегда можно встретить молящихся иудеев, вкладывающих в щели между камнями записки с обращениями к Богу.

Долина царей находится к юго-западу от Храмовой горы, между Гефсиманской церковью и долиной Гейеном на юге. Главная ее достопримечательность – это Город Давида, откуда началось строительство Иерусалима в эпоху царя Давида. В этих местах находится множество археологических памятников – “Столп Авессалома”, гробница Бней Хезир, древний район Офель и арка Дубильщиков.

Хайфа – северная столица Израиля

Хайфа расположена на отрогах горы Кармель вдоль берегов Средиземного моря. В Хайфе проживают в мире и согласии 270,000 жителей, представителей шести религий – христиане, иудеи, мусульмане, бахаи, ахмадисты и друзы.

Из хайфского порта лежит самый краткий путь в Иорданию, Кипр, Турцию и греческие острова. Хайфа – единственный город в Израиле, в котором действует подземная канатная дорогая – Кармелит, связывающая верхний город с нижним. Только здесь по субботам действует общественный транспорт. Во все времена года в Хайфе проходят фестивали и праздники.

В Хайфе расположены 25 храмов различных конфессий, среди которых выделяются монастырь кармелитов и кармелитская церковь Стелла Марис, пещера Ильи-пророка – святое место для трёх вероисповеданий и квартал Кабабир, в котором живут последователи мусульманской секты Ахмеда. Особое место занимают Бахайские храм и сады – по праву считающиеся восьмым чудом света. 19 террас плавно спускаются по живописному склону горы Кармель – от самой верхушки до отреставрированной немецкой колонии. В самом сердце садов находится золотокупольный храм, где покоятся останки одного из двух основателей бахайской веры, известного под именем Баб. Растительность садов привезена практически со всего мира. На закате солнца, когда зажигаются внутри и снаружи садов огни, создаётся неповторимое световое представление, проходящее только здесь, в Хайфе.

Древний Акко – жемчужина страны

Первое упоминание о городе относится к 1800 г. до н. э., но настоящую известность ему принесла эпоха крестовых походов, когда город стал столицей крестоносцев в Палестине и был окружен мощными оборонительными сооружениями. Поэтому ни один город крестоносцев не дошел до наших дней в таком сохранном состоянии, как Акко.

Основные достопримечательности сконцентрированы в Старом городе, окруженном массивными стенами. Основные из них – Цитадель с Музеем героизма, старые крепостные стены, огромные средневековые городские ворота, сторожевая башня Бурдж-эль-Султан, мечеть Аль-Джазара, монастырь Св. Франциска, недавно открытый археологами “Город крестоносцев” (цитадель ордена Св. Иоанна), здание турецких бань с экспозицией городского музея, караван-сарай Хан-эль-Умдан, Часовая башня.

Назарет – город Благовещения

Назарет – место, где прошло детство Христа – лежит на холмах Нижней Галилеи. Здесь расположен Храм Благовещения – крупнейший на Ближнем Востоке собор, заметный еще при подъезде к городу и принадлежащий ордену францисканцев. Он был возведен и освящен в 1969 г. По преданию, здесь жила Дева Мария, когда Ангел сообщил ей Благую Весть. Грот, в котором, как утверждается, был ее дом, находится на нижнем уровне храма.

Внутреннее пространство храма заполнено великолепными мозаиками, произведениями искусства и керамическими барельефами, пожертвованными католическими общинами со всего мира. Чуть подальше находится Фонтан Девы, где, по преданию, архангел Гавриил впервые явился Деве Марии. Эта живописная церковь, интерьер которой покрыт фресками, была построена в XVII в. на месте Фонтана Девы Марии. Православные христиане считают, что именно здесь произошло Благовещение: в древнем Назарете был только один источник питьевой воды, и Дева Мария могла брать воду только здесь.

Для того чтобы туристы и паломники смогли увидеть город таким, каким он был 2000 лет назад, в Назарете воссоздается “Назаретская деревня”. Почти с полной уверенностью можно сказать, что деревня воссоздается на девственной земле, которая начиная с первого века н.э. использовалась только для сельскохозяйственных нужд. Здесь, вооружившись сельскохозяйственными инструментами соответствующей эпохи, будут трудиться крестьяне в одеждах I века н.э. Гости смогут увидеть, как сеятель разбрасывает зерна, стараясь, чтобы ни одно не упало на бесплодные камни; понаблюдать за тем, как каменотес вырубает блоки песчаника в каменоломне. Библейские персонажи в соответствующих костюмах расскажут об Иисусе и, истолковывая притчи Нового завета, объяснят его учение.

Недалеко от Назарета расположено много святых мест, связанных с жизнью Иисуса. На западе расположен Сепфорис, родительский дом Марии, так же, как и гора Табор, на протяжении столетий почитаемая как место Преображения Господня. Раньше христианам приходилась проходить 4500 шагов, современные паломники преодолевают этот путь очень быстро по серпантинной дороге на такси, рассчитанных на семь человек и управляемых бедуинами, которые преодолевают повороты с захватывающей дух скоростью. На вершине горы расположены две церкви. Одна, наиболее часто посещаемая церковь была восстановлена в 1950 году из полных руин на месте церкви и крепости крестоносцев. Внутри церкви находятся три часовни, напоминающих о предложении Петра построить “три хижины – одну для Вас, одну для Моисея и одну для Ильи”.

У подножья горы Табор расположена деревня Наин, где Иисус излечил молодого мужчину и впервые был назван Господом. К востоку можно увидеть Кфар Кану – место, где Иисус сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии. Это небольшой городок с двумя церквями – одна францисканская (т.е. римская католическая) и одна греческая православная. В обеих церквях найдены остатки римских водных резервуаров, в которых, согласно Евангелию, Иисус превратил воду в вино. Сегодня Кфар Кана – это место, притягивающее огромное число христианских пар для повторения своих свадебных клятв.

Кейсария – город Ирода

Недалеко от Нетании лежат развалины древнего города Кейсарии – города, построенного царем Иродом и служившего древней столицей римского периода. Парк расположен между театром на юге и городом крестоносцев на севере. Он включает византийскую площадь, дворец на морском рифе, амфитеатр царя Ирода, систему улиц, баню.

Театр Кейсарии является древнейшим из обнаруженных в Израиле театров. Был сооружен во времена царя Ирода и функционировал сотни лет, вплоть до византийского периода. Театр имеет два яруса и примерно 4000 посадочных мест. За сценой находилась прекрасно оформленная стена, опирающаяся на колонны, высотой в 3 этажа, служившая фоном для сцены.

Амфитеатр царя Ирода – сооружение, предназначенное для общественных развлечений, с ареной и ярусами в форме удлиненной U. Амфитеатр был построен во времена Ирода и служил для состязаний колесниц, спортивных соревнований и развлекательных представлений в римский период. Первоначально сооружение имело 12 рядов и вмещало более 10 000 зрителей. Более половины одного из строений занимал комплекс помещений общественной бани византийского периода. Баня была сооружена после того, как амфитеатр Ирода перестал функционировать, и отличалась великолепием отделки.

Во времена Ирода в Кейсарии был сооружен большой искусственный порт, включающий наружную гавань с волнорезом длиной 400 метров, внутреннюю гавань и набережную. Восстановление его произошло в IX веке одновременно с укреплением города. В эпоху крестоносцев был построен волнорез из столбов, взятых из развалин Кейсарии византийского периода. Внутренняя гавань заполнилась наносными слоями, и в средние века на ее месте возникло поселение.

Вифлеем – родина Иисуса

Вифлеем (Бейт-Лехем) лежит к югу от Иерусалима. Здесь, по христианским верованиям, родился Иисус. Здесь же родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. Поэтому вся история и современная жизнь города “вращается” вокруг святынь.

Основная достопримечательность города – более похожий на крепость храм Рождества Христова на Ясельной площади с гротом (яслями) Христа, кельей и могилой Св. Иеронима. Не менее почитаема верующими разных конфессий гробница Рахили или Куббат Рахиль на выезде из города. Неизгладимое впечатление оставляют церковь Св. Катарины, францисканская церковь на месте дома Иосифа-плотника и греческий монастырь на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами. Неподалеку от Вифлеема находится искусственный холм, на котором царь Ирод Великий построил неприступную крепость Иродион, где он и был захоронен.

Река Иордан

До сих пор точно не установлено, почему река получила такое название. Принято считать, что оно образовалось от слова “йеред” (падает, спускается) и названия реки Дан. И действительно, начало Иордан берет на высоте около 300 м над уровнем моря, затем протекает через долину Хула и попадает в озеро Киннерет. Из него река стремится бурным потоком, достигает равнины Иерихона, где превращается в спокойную и тихую речку, впадающую в Мертвое море.

Впервые название реки упоминается в древнеегипетских рукописях XIII века до н. э., где рассказывается о путешественнике, следовавшем из Египта в Израиль, и о его переправе через реку Иордан. Несколько раз проходил через реку патриарх Иаков. Первый раз, когда он направлялся в Кедем, второй – в Израиль, следуя туда со своей семьей. По преданию, сыны Израиля, подойдя к пределам Земли Обетованной, переходили Иордан посуху. После смерти пророка Моисея Бог велел Иисусу Навину вести людей в землю, предназначенную Израилю. Но евреи получат ее только в том случае, если не отступят от Завета и от Бога. Господь, желая ободрить Иисуса Навина, сказал ему: “Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь”.

Иисус Навин приказал священникам взять с собой Ковчег Завета и отправиться к Иордану. Народ же следовал за ними. Как только Иисус и священники вошли в воду, река остановилась, и люди переправлялись на противоположный берег по сухой земле. После того как народ достиг правого берега, Иисус Навин указал священникам: “Выйдите из Иордана”. Те послушались, и в ту же минуту Иордан возобновил свое течение. Израильтяне были потрясены увиденным: “В тот день прославил Господь Иисуса перед очами Израиля, и стали бояться Его, как боялись Моисея, во все дни жизни Его”.

У реки происходило множество важных событий истории. В Иорданской долине царь Соломон отлил сосуды для Храма. Эти места посещал пророк Илия вместе с последователем Елисеем. Здесь Илия вознесся в Небесный Град, оставив свою мантию ученику Елисею.

Река Иордан является важным пунктом христианского паломничества. В III веке н. э. местом крещения Иисуса, по Евангелию от Матфея, считалась Бет-Авра (вероятно, из-за значения еврейского слова “авар”, который переводится как “переход”). Бет-Авра находится недалеко от впадения в Иордан реки Кельт. Императрица Елена, мать византийского императора Константина, посетив это место, приказала воздвигнуть два храма. Первый – в честь Иоанна Крестителя, второй – пророка Илии.

После того как официально было определено место крещения, сюда стекались толпы паломников, особенно в период крестовых походов и на праздник Богоявления. В этот день вифлеемский епископ, священники, монахи и паломники отправлялись к реке. Облаченные в белые одежды, они точно следовали традиции, о которой сказано в Евангелии: “Иисус крестился от Иоанна в Иордане”. Здесь проводилось богослужение, возносились молитвы и верующие трижды погружались в Иордан. Полагают, что иорданская вода является святой и с ее помощью можно вылечить любую болезнь и защитить себя от различных бедствий. Также считается, что нужно опустить в воду ткань, а затем сшить из нее платье.

Иудейская пустыня

Ее называют Иудейской потому, что при разделе земель между коленами Израилевыми она досталась колену Иехуды (Иуды). Об Иудейской пустыне нельзя сказать, что она спускается к Мертвому морю и к Иерихону: она буквально обрывается, причем с тысячеметровой высоты. Многочисленные потоки, берущие начало в Иудейских горах, в сезон дождей стремительно бегут по обрывам и скалам Иудейской пустыни, и каждую весну повторяется чудо: на короткое время пустыня покрывается сочными травами и яркими цветами. Потом она снова принимает свой обычный вид, и лишь по редким островкам зелени можно определить, где бьют источники, дающие живительную влагу.

Величие оголенных холмов и дикие каньоны завораживают: словно время здесь застыло и, как в “черных дырах” Галактики, начинает утрачивать власть над материей. В Иудейской пустыне не покидает ощущение вечной тайны: ведь не зря сложены легенды об исчезнувших городах, о затерянных сокровищах, о реках и морях, скрытых где-то в глубинах пустыни.

В Иудейской пустыне, в ущельях и на обрывах, обнаружено много пещер. Когда-то в них жили люди каменного века.

Царь Давид в юности пас скот в Иудейской пустыне. В Иудейской пустыне Давид сочинил 62-й псалом, в котором описал свою жажду познания Бога. Иудейская пустыня была убежищем для преследуемых. Прятался в ней и Давид от несправедливого гнева царя Саула. Пустыня укрывала повстанцев, крепость Масада тому свидетельство. Многочисленные пещеры хранят память о борьбе повстанцев под руководством Бар-Кохбы.

В одной из пещер археологи нашли корзины, заполненные черепами, и большую братскую могилу. В ней погребены мужчины, женщины и дети. Археологи назвали ее Пещерой ужасов. Ее обитатели погибли от голода и жажды, но не сдались римлянам.

Во все времена в Иудейскую пустыню уходили от дворцовых интриг и мирской суеты. Здесь жили ессеи (еврейская религиозная секта – II в. до н. э.), а позже ионахи. Они построили многочисленные монастыри. Некоторые из них разрушены, а некоторые стоят и поныне. В новые времена Иудейская пустыня заполнилась кочевниками-бедуинами. Они наводили страх на тех немногих, кто жил в этих местах, нападали на путников, зачастую убивали их. Опасности подвергались и паломники и ученые. Бывало, что бедуины подходили к самому Иерусалиму, восточные окрестности которого они полностью опустошали.

Израильская кухня

Израильская кухня отличается богатством используемых продуктов и разнообразием рецептур, как пришедших из глубины народных традиций, так и позаимствованных у соседних народов. Религиозные нормы иудаизма (“кашрут”) запрещают употребление в пищу блюд из свинины и морепродуктов, за исключением некоторых видов рыб (по правилам у них должна быть чешуя), а молочные и мясные блюда должны готовиться и подаваться раздельно. Также не разрешено употреблять мясо непарнокопытных и грызунов. Кошерность пищи должна соблюдаться во всех ресторанах и кафе (кошерные рестораны делятся на мясные и молочные), но практически везде есть некошерные заведения, а также многочисленные рестораны китайской, русской, французской и восточной кухни.

Из мясных блюд интересны иерусалимское жаркое “меорав иерушалми” из четырех различных видов куриного мяса, кисло-сладкое “мясо по-еврейски”, различные форшмаки из мяса и рыбы, паштеты, котлеты из мяса птицы с разнообразными приправами, тушеная курятина с телячьим языком, отбивные в кляре, фаршированные куриные шейки, различные виды отварной рыбы, а также мясной рулет и т. д. Специи и зелень к мясным блюдам обычно никто не экономит.

Из овощных блюд популярны хумус, винегрет, оладьи “латкес” со шкварками и жареным луком, запеченное поленце из манной крупы с овощами – “кугел”, салат из яиц и репчатого лука, картофельные драники “бульбелаткес”, жареные в масле горохово-фасолевые шарики “фалафель”, “цимес” из моркови, яблок и изюма, холодный суп из свеклы “калтэ бурэчкес”, кабачки жаренные и др.

Обязательно следует попробовать сладкие еврейские блюда и выпечку – блинчики с различными наполнителями “блинчикес”, пирожки с маком “хоменташ”, бисквит из муки для мацы, сладкие “пончикес фун творе”, пряники с миндалем “лэках”, коржики “киелах”, печеные яблоки, знаменитый “гоголь-моголь” и т. д.

Заканчивать трапезу принято черным кофе или чаем. Всё большую популярность приобретают и молодые израильские вина, вроде “Кармиель” или “Йордан”.

По материалам www.archive.travel.ru , www.izpael.ru , www.piratyy.narod.ru , www.galopom.com.ua ,www.botinok.co.il , www.telaviv.ru .

Прикоснулась к Святой Земле Татьяна Колесник

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация