Иисус Христос-Суперзвезда. Нестареющий кумир

Почти 35 лет прошло со дня премьеры одного из самых громких и успешных мюзиклов столетия – рок-оперы “Иисус Христос – Суперзвезда”. Изначально эта затея, как и любое другое великое дело, началась с

18 апреля 2006, 18:12

Почти 35 лет прошло со дня премьеры одного из самых громких и успешных мюзиклов столетия – рок-оперы “Иисус Христос – Суперзвезда”. Изначально эта затея, как и любое другое великое дело, началась с дерзкой, рисковой идеи: “создать суперсовременный мюзикл и в нём попытаться отобразить евангельские события такими, какими их видел Иуда Искариот”.

Пожалуй, именно смещение акцента в сторону позиции величайшего предателя европоцентрированного мира больше всего всколыхнуло общественность. Ну, конечно, апостолы-мавры, отплясывающие в джинсах, тоже резанули по глазам ортодоксам и консерваторам. А уж звуки рока так вообще чуть не вызывали массовых беспорядков со стороны представителей старшего поколения. Иными словами, мюзикл явился обществу эдакой бомбой, грохот которой услышали даже в самых отдалённых провинциях Гвинея-Бисау.

Бесспорно и однозначно талантливейшая музыка Эндрю Ллойда Вебера, впоследствии сделавшая своего автора одним из самых знаменитых и востребованных композиторов современности, идеально воплотилась в очень простых и доступных мелодиях. Честно говоря, я не встречал ни одного человека, который (не будучи исходно намертво заангажированным) не счёл бы композиции “Иисуса Христа – Суперзвезды” приятными и мелодичными. Другое дело – текст либретто, написанный Тимом Райсом: он вызывал и продолжает вызывать всевозможные пересуды. Естественно, что сразу же после выхода в свет мюзикл наткнулся на частокол порицаний и проклятий всевозможных религиозных организаций – начиная от небольших протестантских общин и заканчивая католической Церковью. Но игнорировать культурную ценность творения Вебера–Райса было просто невозможно, и Ватикан, решив, что обращение человеческих сердец ко Христу даже вне церкви является благим делом, признал мюзикл и дал ему зелёный свет.

Западный успех фильма был всецело повторен и у нас. Причём изрядно подогревала его традиционная советская рок-диета, ставящая несчастных меломанов в довольно затруднительное положение. Вот только церковь гениальный мюзикл так и не признала. Дело в том, что православию, как более консервативной традиции, было очень сложно принять феномен Христа-Суперзвезды. В своих ранних интервью диакон Андрей Кураев (один из самых прогрессивных православных мыслителей) почти стыдливо признаётся в том, что в молодости очень любил мюзикл Вебера. Потом говорил о том, что фильм ему “исходно не глянулся”. И далее вовсе называл либретто откровенно кощунственным, а также уличал его в расхождении с каноническим текстом.

Ключевым моментом всей задумки была доступность. И маргинально настроенный старшеклассник, и грубый докер, и апатичная официантка из придорожного мотеля – каждый получил шанс прикоснуться к истории и учению Христа в простой форме, без чтения катехизиса и евангелий. Все образы максимально приближены к тем, которые мы привыкли постоянно видеть в повседневной жизни. С лёгкой руки авторов перед зрителем разрушается стена непонимания толщиной в два тысячелетия, и полусказочные персонажи превращаются в совершенно конкретных, понятных и близких людей. Более того! Позитивный заряд фильма усиливается тем, что в нём отсутствуют столь привычные для американского кинематографа одномерные отрицательные персонажи, то есть в каждом есть что-то симпатичное и импонирующее зрителю. Ирод предстаёт хоть и подлым, но всё же вполне милым гедонистом, Иуда – совестливым орудием Судьбы, Пилат так и вовсе чуть не самым ярким и неоднозначным образом… ну и так далее. Такой дружественный маневр стилистики просто не мог почить на лаврах – и вот к 30-летию мюзикла был выпущен римейк оного, переместивший место действия в современные США.

С тех пор творческий тандем Вебер–Райс подарил миру ещё множество славных творений, среди которых – “Призрак оперы”, “Кошки”, “Эвита”, но выше их всех и по сей день сияет одна звезда. Звезда Иисуса Христа – Суперзвезды.

Андрей Годар

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии (3)

символов 999
  • ридер 18 лет назад

    Спасибо, классная статья! Жаль, что православие не признало"Суперзвезду". А ведь Ленинградский театр рок-опер поставил на русском, и уже очень давно, и вроде без особых порицаний церкви. Чесно говоря, на их гастрольном спектакле я сама видела представиля правосславной церкви :) Так что наши святые отцы очень даже продвинуты в плане рока ;)

    Прокомментировать Мне нравится
  • ридер 18 лет назад

    Спасибо, классная статья! Жаль, что православие не признало"Суперзвезду". А ведь Ленинградский театр рок-опер поставил на русском, и уже очень давно, и вроде без особых порицаний церкви. Чесно говоря, на их гастрольном спектакле я сама видела представиля правосславной церкви :) Так что наши святые отцы очень даже продвинуты в плане рока ;)

    Прокомментировать Мне нравится
  • Donnie_Darko 18 лет назад

    ни слова в статье о том, как повлияла на эстетику мюзикла идеология хиппи. А ведь концепция именно в этом: компания хиппи ставит мистерию о жизни и смерти Иисуса... И еще: Йен Гиллан - однозначно лучший Иисус всех времен и народов!!!

    Прокомментировать Мне нравится
  • Donnie_Darko 18 лет назад

    ни слова в статье о том, как повлияла на эстетику мюзикла идеология хиппи. А ведь концепция именно в этом: компания хиппи ставит мистерию о жизни и смерти Иисуса... И еще: Йен Гиллан - однозначно лучший Иисус всех времен и народов!!!

    Прокомментировать Мне нравится
  • guest 18 лет назад

    Обожаю этот фильм!!! Спасибо за статью

    Прокомментировать Мне нравится
  • guest 18 лет назад

    Обожаю этот фильм!!! Спасибо за статью

    Прокомментировать Мне нравится

Loading...

информация