Максим Горький “Мать”

Роман (1906)Действие происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, вся их жизнь неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие

25 апреля 2006, 15:48

Роман (1906)

Действие происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, вся их жизнь неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят только о фабрике, много пьют, напившись – дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью: по праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На вопрос матери Павел отвечает: “Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещенные книги; если у меня их найдут – меня посадят в тюрьму”.

Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка – “хохол из Канева”, как он представляется матери; несколько слободских парней, которых Ниловна знала раньше; люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: ее отец – помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться не могут: считают, что женатые революционеры потеряны для дела – нужно зарабатывать на жизнь, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о солидарности трудящихся, поют песни. На собраниях мать впервые слышит слово “социалисты”.

Матери очень нравится Находка, и он ее тоже полюбил, ласково зовет “ненько”, говорит, что она похожа на его покойную приемную мать (родной матери он не помнит). Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним, он с радостью соглашается.

На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике. Мать понимает, что это связано с работой ее сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некоторое время в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупрежденные об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещенные книги; тем не менее Андрей арестован.

На фабрике появляется объявление, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку – на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны решением, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел просит мать сходить в город отнести его записку в газету, чтобы история с “болотной копейкой” попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих. Однако директор приказывает возобновить работу, и все расходятся по местам. Павел огорчен, он считает, что народ не поверил ему, потому что он молод и не сумел эту правду сказать. Ночью являются жандармы и уводят Павла.

Через несколько дней к Ниловне приходит Егор Иванович – один из тех, кто ходил на собрания к Павлу. Рассказывает матери, что, кроме Павла, арестовано еще 48 фабричных, и хорошо было бы продолжать доставлять листовки на фабрику. Мать вызывается проносить листовки, для чего просит знакомую, торгующую на фабрике обедами для рабочих, взять ее к себе в помощницы. Всех входящих на фабрику обыскивают, однако мать успешно проносит листовки и передает их рабочим.

Андрей и Павел выходят из тюрьмы и начинают готовиться к празднованию первого мая. Павел собирается нести знамя впереди колонны демонстрантов, хотя знает, что за это его снова посадят в тюрьму.

Утром первого мая Павел и Андрей не идут на работу, а отправляются на площадь, где собрался народ. Возглавляемая Павлом колонна двинулась по улицам слободы. Навстречу демонстрации выходит цепь солдат, колонна смята, Павел и Андрей арестованы. Машинально подобрав осколок древка с обрывком знамени, вырванного жандармами из рук сына, Ниловна идет домой.

Через несколько дней мать переезжает в город к Николаю Ивановичу – он обещал Павлу и Андрею, если их арестуют, забрать ее к себе. Ниловна, ведя хозяйство одинокого Николая Ивановича, начинает активную подпольную работу: одна или вместе с сестрой Николая Софьей, переодевшись то монахиней, то богомолкой-странницей, то торговкой кружевами, разъезжает по городам и деревням губернии, развозя запрещенные книги, газеты, прокламации. Ей нравится работа, она любит говорить с людьми, слушать их рассказы о жизни. Возвращаясь из поездок в город, мать ходит на свидания с сыном в тюрьму. В одно из таких свиданий ей удается передать ему записку с предложением товарищей устроить ему и его друзьям побег. Однако Павел отказывается; больше всех огорчена Сашенька, которая была инициатором побега.

Наступает день суда. В зал допущены только родственники подсудимых. Судьи говорят безучастно, невнятно, неохотно; свидетели – торопливо и бесцветно. Речи прокурора и адвокатов тоже не трогают сердца матери. Но вот начинает говорить Павел. Он объясняет, почему они – не бунтовщики, хотя их и судят как бунтовщиков. Говорит о программе социалистов. Ниловна чувствует странную, увлекающую силу его веры. Судья читает приговор: всех подсудимых сослать на поселение. Саша желает быть поселенной в той же местности, что и Павел. Мать обещает приехать к ним нянчить внуков.

Когда мать возвращается домой, Николай сообщает, что речь Павла решено напечатать. Мать вызывается отвезти речь сына для распространения в другой город. На вокзале она видит молодого человека, чье лицо кажется ей знакомым; она вспоминает, что встречала его раньше и в суде, и около тюрьмы, и понимает: попалась. Молодой человек подзывает сторожа и, указывая на нее глазами, что-то говорит ему. Сторож приближается к матери и укоризненно произносит: “Воровка!” – “Я не воровка!” – кричит мать и, выхватив из чемодана пачки прокламаций, протягивает людям: “Это речь моего сына, вчера судили политических, он был среди них”. Жандармы расталкивают людей, приближаясь к матери; один из них хватает ее за горло, не давая говорить; она хрипит. В толпе слышатся рыдания.

По материалам сайта российских студентов-филологов

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация