Ком а-ля герр: женская военная форма

– Скажите, а что носят на войне?– На войне как на войне…(Из разговора неизвестной воительницы со старым портным)Война – слово женского рода, которое исконно определяет лишь мужскую работу. Однако

16 мая 2006, 15:07

– Скажите, а что носят на войне?

– На войне как на войне…

(Из разговора неизвестной воительницы со старым портным)

Война – слово женского рода, которое исконно определяет лишь мужскую работу. Однако женщины на войне были и есть. Форма сплошь и рядом определяет содержание, посему речь пойдет о форме. Военной и женской – одновременно.

И повседневная, и парадно-выходная – в большинстве своем незамысловато заимствована у мужчин. Правило армии: можно и безобразно, лишь бы единообразно. Шутка, конечно, но в каждой шутке…

Юбка-брюки: взболтать, но не смешивать

Если говорить образно, то женская военная форма – это война между брюками и юбкой. Отсюда великий военный водораздел между тылом и “передком” (передовая – военное арго). Юбка – неизменный женский атрибут со всеми вытекающими. А в экстремальной обстановке функциональность – это жизнь, еще один шанс. Причем речь идет не только о вооруженном столкновении с супостатом, в просторечии “бой”: главный враг на войне не только тот, что с ружьем и со знаками различия вероятного или безусловного противника.

Расстояние: пройти с маршем сто-двести кэмэ, на броне, в грузовике или буквально, ногами. За сутки. Уцепившись за что-то, урывая время на сон и часть сухого пайка.

Собственно, быт, пресловутая окопная жизнь. Представьте себе эдакий хардкор на плэнере: без света и воды (когда горячей, когда совсем), сон – от часа до трех, бомбежки и артобстрелы в ассортименте: за шиворот сыплется земля и песок, все колени в глине. И так – месяца четыре кряду. В юбке.

Не вариант. Посему обычные хебешные галифе – эдакий всепогодный must have для фронтовых условий. А зимой еще желательно и ватные брюки: два слоя простеганой ткани, а между ними – обычная вата.

Что же до тыла (это когда между вами и местом, где непосредственно стреляют и убивают, от километра и более), то юбка входила в форменный комплект. Прямая, чуть ниже колена, защитного цвета. Могла также быть черной. Колготки – пардон, чулки – либо посылками из дому или в вагончике военторга, явлении весьма и весьма эпизодическом, или – трофей, но это уж как повезет.

Верх как у всех

Сверху – и в тылу, и на фронте – гимнастерка, тоже обычная, мужская. Без учета наличия бюста. Трагикомический казус: несмотря на то, что юбка входила в арматурный список (а значит, предполагалось наличие женщины на военной службе), бюстгальтеры предусмотрены не были как явление. Когда в радиусе двух остановок маршрутки или метро – с пяток магазинов, то еще можно жить. А солдат – он весь и полностью на довольствии, у него на двести-триста км лишь противник. Выкручивались как кто мог: кому присылали посылками, кто шил сам. Одним из популярных материалов считался парашютный шелк (натуральный, естественно, как-никак середина ХХ века еще).

Верхняя одежда – шинели, ватники, маскхалаты и прочее – всё как у солдат-мужчин, разве что кто-нибудь умел и перешивал по фигуре. Например, укорачивал длиннющую, рассчитанную на мужской рост военную шинель.

Китель – повседневная одежда для маршалов и парадная для остальных – тоже мужской. В сороковых – однобортный, воротник стойкой. Кто посноровистей, ушивал по фигуре, если не было возможности – ходили как есть.

Шапка-фуражка-пилотка, или форменный атрибут

Головной убор для военного человека – это очень не просто так. Военное приветствие – правая ладонь у виска, локоть под сорок пять – не отдается с непокрытой головой. К пустой голове руку не прикладывают, так что летом – фуражка, пилотка или, например, танкошлем (женщины во время второй мировой войны и в танковых частях служили, между прочим). Или летный шлемофон. Впрочем, фуражка у женщин встречалась очень и очень редко, чаще – просто пилотка.

Зимой – шапка-ушанка: штука теплая, а, умеючи, сидит весьма и весьма щегольски. Высший военный шик – на макушке (нынешний аналог – берет десантников): неизвестно, как она там держится, но тем не менее. Берет – дело нечастое: иногда у женщин-регулировщиц, иногда у штабных, почти никогда на передовой – как неуместный атрибут штатской и мирной жизни.

Сапоги-самоходы

Традиционная армейская обувь. Без нее никуда. Сапоги были двух видов: кирзовые – самый жесткий вариант, достаточно грубый и крепкий материал (заменитель кожи – прорезиненная ткань), и кожаные, яловые. Натурпродукт: хорошо сидит и хорошо носится, главное – чтобы подошва не прохудилась. Иногда голенища обрезались, с теми же целями, что и полы у шинели. Носились на портянке: отрезок полотна, особым образом наматывавшийся на ногу. Единственный минус – сапоги и зимой и летом. Причем – почти круглые сутки, особенно на передовой. Летом жарко, зимой холодно. Единственной альтернативой (уставной) были ботинки – коричневые, кожаные, на жесткой подошве, единые и для мужчин, и для женщин. Но предпочитали сапоги. И, конечно, комсоставовские. Но – приходилось – ходили и в кирзе.

Когда закончился трофейный Gitanes, или вместо послесловия

Не секрет, что любая, самая функциональная одежда – штука статусная. Атрибут, который что-то значит. Для окружающих, для владельца. Меняется мода и устав, кители сегодня двубортные и в петлицах, и на погонах другие знаки, а в новом сезоне обещает быть актуальным белое и приталенное. Человек в форме остается человеком в форме даже тогда, когда надевает ее раз в год. Даже если осанка уже не та, даже если на груди не звенящий иконостас, а лишь потрепанная и засаленная орденская планка всего в два ряда. Если увидите где бабушку в форме – отдайте ей должное. Даже если это старое и затертое хб/бу. И даже если вы стоите без головного убора – отдайте ей честь, хотя бы и мысленно.

Владимир Дубровский

Фото www.world-war.ru

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читай также


Комментарии (1)

символов 999

Loading...

информация