Республика ШКИД

Режиссёр: Геннадий Полока.Сценарий: Г. Белых, Л. Пантелеев.Дата выпуска на большой экран: 1966.В главных ролях: Сергей Юрский, Павел Луспекаев, Саша Кавалеров, Юлия БурыгинаЕсть такие фильмы, которые

30 мая 2006, 15:55

Режиссёр: Геннадий Полока.

Сценарий: Г. Белых, Л. Пантелеев.

Дата выпуска на большой экран: 1966.

В главных ролях: Сергей Юрский, Павел Луспекаев, Саша Кавалеров, Юлия Бурыгина

Есть такие фильмы, которые смотреть нужно однозначно. Не всенепременнейше, конечно, но если есть возможность, сомнениям места быть не может. И в числе остальной классики советского кино к ним относится замечательная экранизация великолепной книги “Республика ШКИД”.

СССР, 1920-е годы. Старый строй и старый мир внезапно рухнул, и этот коллапс оставил после себя много обломков. Обломков построек, культуры, общества. И вот эти самые обломки общества, собирающие на улицах чинарики и промышляющие мелким воровством, и начинают активно утилизироваться советской властью. Известно, что абсолютное большинство людей, вкусивших беспризорной жизни, к нормальной возвращаться уже не желают – вот и малолетних беспризорников приходится отлавливать насильно и насильно же пытаться вернуть в лоно цивилизованного общества. Для перевоспитания малолетних шкетов с криминальными наклонностями создаются специальные школы пансионного типа, с разным руководством и разными методами. И одной из них является Школа имени Достоевского (ШКИД), возглавляемая высокоинтеллигентным человеком – Виктором Николаевичем Сорокиным (Сергей Юрский).

Помнится, когда я смотрел этот фильм ещё в дооктябрятском детстве, мне он казался чем-то страшным и глубоко лирическим. Такие ужасы, как малолетние преступники, какая-то малопонятная жестокость во взаимоотношениях ребят и (о, ужас!) чёрно-белое изображение могли в глазах ребёнка свидетельствовать об одном: это какая-то хроника с уклоном в соцреализм, и ничего развлекательного здесь быть не может. Но лишь став на добрый десяток лет взрослее и прочитав первоисточник – действительно великолепную книгу Г. Белых и А. Пантелеева – я понял, как жестоко до этого ошибался. Мир ШКИДы оказался не таким уж и страшным, каким был в детстве. В нём оказалось вполне достаточно места и для благородства, и для увлекательных приключений, и приправлено всё это оказалось простым и ярким юмором.

Конечно, для современного зрителя все разыгрывающиеся на экране события не могут быть актуальными. Если выражаться в стиле анонса программы “Намедни”, то можно было бы резюмировать: ШКИД, 192Х год: драки с уличными беспризорниками, лишняя пайка хлеба и табак – абсолютная валюта, холодная война с воспитателями, In Busa veritas, ну и так далее в том же направлении. Да, неактуально! Но чрезвычайно захватывающе! Настолько, что начав читать или смотреть, остановиться уже невозможно. А потом, спустя сколь угодно времени, можно начинать читать или смотреть уже с любого места и всё так же получать колоссальное удовольствие и не иметь возможности остановиться.

На глазах у зрителя ещё вчерашние уличные подонки, в своей глубинной сущности являющиеся просто запутавшимися детишками, становятся настоящими Людьми. Не все, конечно, но многие. Мало-помалу они отступают от совершенно бессмысленной бузы против халдеев (так они называли преподавателей и воспитателей) и как-то полустихийно начинают создавать своё общество, уже идущее на компромиссы со старшими, а затем переходящие уже чуть ли не на паритетные отношения. От бузы – к благоразумию, от оборванческого детства – к сознательной юности.

Нет нужды говорить, что этот фильм важен потому, что он является частью нашей истории, и всё такое в хорошем духе. Это очевидно, и… Это меркнет на фоне просто захватывающего повествования.

Андрей Годар

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация