Журналисты на войне

Мы живем в условиях странного мира, в котором всегда что-то не в порядке, где каждый год разгорается какой-нибудь крупный конфликт. И журналист на войне – далеко не последний гость. Это не мирное

6 июня 2006, 12:57

Мы живем в условиях странного мира, в котором всегда что-то не в порядке, где каждый год разгорается какой-нибудь крупный конфликт. И журналист на войне – далеко не последний гость. Это не мирное население, не штатские и не военные. У них свои права и свои предписания: обязанности людей вне военных правил, обязанности людей посреди войны. Так было во времена болезненной для России чеченской кампании. Возможно, это повторится и в будущем, хотя не дай Бог…

По дороге в горящую точку

Десять лет назад журналисты из московского Фонда защиты гласности разработали памятку о том, как нужно вести себя, отправляясь в Чечню.

Прежде всего, стоит застраховать свою жизнь (мало ли что). Отправляясь в горячую точку, лучше посетить ту структуру, которая ведет в ней боевые действия, встретиться с начальником пресс-службы и получить право на выезд, взять с собой удостоверение и командировочный лист от редакции. К этим документам придется приложить множество военных удостоверений и пропусков – “белых карточек”.

Когда будете собираться в дорогу, уложите вещи в рюкзак – руки должны быть свободными, чтобы успеть в любой момент сделать запись или фотографию. Но практика показала: чаще всего приходится блокнот и фотоаппарат именно прятать. Надо обязательно брать с собой аптечку, теплую куртку серых тонов, металлический жетон со своими данными, валюту. Во всем мире принято правило: журналист не должен брать в руки оружие и носить военную форму – поэтому никакого камуфляжа и даже средств самозащиты быть не должно.

Зато там, в горячей точке, в цене ручки, сигареты, спички, зажигалки, конверты, газеты – их советуют брать с собой с запасом. Отправляться лучше было вместе с военными – познакомиться с офицером-попутчиком, записать, где он будет служить, расспросить, кого он знает, чем будет заниматься – это может стать темой для статей.

По прибытии первым делом лучше представиться командованию, показать свои документы и изложить цель поездки. Здесь не будет сенсаций, здесь не смотрят на престиж прессы или телеканала, здесь не нужны ваши подвиги, здесь кровь и смерть видят каждый день. Просто попросите встретиться с солдатами и офицерами, чтобы узнать о боевой обстановке.

Стоит ли строить из себя героя, разгуливая в зоне видимости противника? Снайпер может не разглядеть, что вы журналист, а не солдат. Если попадете на позицию, не рискуйте лишний раз – фотографировать можно и из укрытия. Если противник наступает, журналист может остаться и нейтральным наблюдателем – его никто не в праве осудить, но может и взять в руки оружие и вступить в бой, но если вас с оружием в руках захватят в плен, то будут смотреть не как на журналиста, а как на солдата.

Если же в плен вы попали безоружным, заявите, что вы журналист, покажите документы (их лучше всегда носить с собой), не паникуйте, не обещайте выкуп. Возможно, у неприятеля могут оказаться ваши коллеги-журналисты, через них можно передать свои записи и данные, чтобы те быстрее дошли до редакции.

Никогда не ругайте командование, даже если это делают собеседники. Лучше расскажите о том, что делается в стране, в мире. Не ждите пристального внимания и роскошного стола, лучше добавьте к пайкам собеседников что-то из своих припасов. И уезжая, не забудьте поблагодарить командование штаба и людей, среди которых вы жили.

Между военным и гражданским

У журналистов, которые отправлялись в горячие точки, было три задания – вернуться оттуда живыми, вернуться с информаций и вернуться, не подставив других людей. Многим приходилось учиться общаться заново, полушепотом, смотреть в оба, отвечать за две жизни – свою и напарника, быстро предупреждать об опасности. Журналист – всегда журналист, он всегда должен добывать информацию “в поле”, вряд ли ему о многом расскажет штабная жизнь. Журналистам приходилось знакомиться с местным населением, расспрашивать коренных жителей, не слишком-то довольных присутствием военных на их земле, учиться доверять с оглядкой – ведь каждый сегодняшний друг завтра мог стать врагом.

Одно из главных правил военного времени для журналистов – не вмешиваться во “внутренние разборки”, не ввязываться в криминальные истории, не нарушать закон, даже в военное время. В идеале представитель СМИ должен быть кристально чист и перед законом, и перед совестью, несмотря на всю ту грязь, которая замешивается на войне.

Можно было писать правду, но отвлеченную – никакой “закрытой” информации, адресов, фамилий, контактных данных людей, у которых из-за этой информации могут быть неприятности – не подставляйся и не подставляй других.

Как и солдатам, которые наспех готовились к боевым действиям, журналистам тоже приходилось изучать оружие, тактику, это как мини-КМБ (курс молодого бойца). Первым делом сориентироваться, где фронт, откуда могут стрелять, где могут быть мины.

Но в отличие от военных, журналисты всё-таки имели поблажки – им не надо было нападать, а если начнется обстрел – надо было просто прятаться, без лишних церемоний, в то время как военным приходилось принимать бой и отстреливаться.

В “горячих точках” можно оказаться свидетелем штурма населенного пункта, массовой гибели людей, вскрытия временного захоронения. Придется записывать десятки свидетельств о страшных разрушениях и садистских выходках. Это очень нелегко, но нужно было держать эмоции при себе.

И наконец, главное разочарование, что ждало журналистов под конец чеченской кампании: даже “свои” часто на дух не переносили репортеров, в то время как боевики встречали журналистов даже с некоторым радушием, что ли. И от “своих” иногда исходила угроза еще более реальная, чем от “чужих” по ту сторону границы. Просто все тогда устали.

По материалам www.from-ua.com .

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читай также


Комментарии

символов 999

Loading...

информация