Том Вулф“Костры амбиций” (The Bonfire of the Vanities)

Ваша Честь, я протестую!Каким чудом США, невероятно малокритичная по отношению к самой себе страна, породила настолько рефлексирующую и даже самобичевальную национальную литературу? От этой

27 июня 2006, 18:03

Ваша Честь, я протестую!

Каким чудом США, невероятно малокритичная по отношению к самой себе страна, породила настолько рефлексирующую и даже самобичевальную национальную литературу? От этой литературы не ждешь витиеватого слога и лирических изысков, а только правды-матки, крупно нарезанной острой мыслью писателей-ренегатов. Ирвин Шоу (Irwin Shaw), Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway), Курт Воннегут (Kurt Vonnegut), Джек Керуак (Jack Kerouac), Ричард Бротиган (Richard Brautigan) – нет в мире той силы, которая заставила бы их замолчать.

Том Вулф (Tom Wolfe) с этой точки зрения – настоящий американец. Со всех остальных – не очень. Ему не нравится спать на звездно-полосатом флаге, подкладывая себе под голову твердую уверенность в сытом завтрашнем дне – он лучше напишет книжку в духе “нового журнализма”, так, чтобы было одновременно и смешно, и горько.

Герои, действующие на почти тысяче страниц “Костров амбиций”, типизированы настолько, что для определения большинства из них уже придуманы специальные термины, чтобы не вдаваться в долгие и запутанные объяснения: Белый Англосакс Протестантского Вероисповедания (WASP на английском); его Заморенная Дорогими Диетами Жена-Вобла; его Молоденькая Любовница (Штучка-с-ручкой); Ирландский Коп; Итальянский Коп; Воинствующий Черный Проповедник; Парень из Ниггерского Квартала, Который Ходит Сутенерской Походкой Вразвалочку; и, конечно же, выведенный особенно любовно Продажный Журналюга.

Стереотипы? Нет! Типажи, которых Вулф каждый день видел на улицах Нью-Йорка и с документальной точностью заносил себе в книжечку. Он был хорошим журналистом – и потому все события, описанные на страницах книги, вполне могли иметь место в реальности.

Всё как по писаному: удачливый бизнесмен, устав от будней семейной жизни, едет себе на своем спортивном “Мерседесе” вместе с любовницей, но ошибается дорогой. И – теряется в родном Нью-Йорке. А потом умышленно сбивает вполне интеллигентного чернокожего подростка, приняв его за грабителя.

Так бы и лежать этому делу в пыли, но – нашелся добрый человек, которому не плевать на судьбы “надежд Гарлема и Бронкса”, и он “довел ситуацию до ведома общественности”. Так Шерман Мак-Кой, Белый Англосакс Протестантского Вероисповедания, попал в лапы системы американского правосудия, которое воздало ему сторицей за все его прегрешения.

Выглядит очень гладко, но когда вы начинаете читать “Костры амбиций”, то понимаете, что ничего в человеческой жизни не должно, да и не может быть гладко. Гладкость – первый признак того, что во всём происходящем нет ровным счетом никакого смысла, и вы убедитесь в этом, читая очень шероховатую книгу замечательного американского писателя Тома Вулфа.

Анна Каневская

P. S. Вы знаете, что такое тактика Чубакки?

Вкратце:

– Ваша честь, это Чубакка. Он живет на планете Голвотрон. Вы видите в этом какой-нибудь смысл?

– Господа присяжные и заседатели, Чубакка шерстист и вонюч. Вы видите в этом какой-нибудь смысл?

– Народ Америки, Чубакка не имеет никакого отношения к рассматриваемому нами делу, но вы все сидите тут и слушаете, как я говорю о нём, пока решается судьба человека. Вы видите в этом какой-нибудь смысл? Я – нет. Поэтому обвиняемый виновен.

Как демонстрирует Том Вулф, в американском суде тактика Чубакки срабатывает безотказно.

Скачать “Костры амбиций” можно здесь.

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация