Пол Макоули “Ангел Паскуале. Страсти по да Винчи” (Pasquale’s Angel)

Историческими детективами нас уже не удивишь: что ни книжный лоток – не Дэн Браун, так Акунин, не Леонардо да Винчи, так Достоевский. А как вы, дорогие пресыщенные читатели, отнеслись бы к детективу

15 августа 2006, 17:56

Историческими детективами нас уже не удивишь: что ни книжный лоток – не Дэн Браун, так Акунин, не Леонардо да Винчи, так Достоевский. А как вы, дорогие пресыщенные читатели, отнеслись бы к детективу альтернативно-историческому?..

Для тех, кто не в курсе: альтернативная история – это история, свернувшая в некий судьбоносный момент не в ту сторону от камня под кодовым названием “Налево пойдешь – коня потеряешь”. Скажем, что было бы, если бы Вторую Мировую войну выиграла Германия… или если бы князь Владимир принял не христианство, а ислам… или если бы изобретения Леонардо да Винчи, опередившие свое время, пришлись ко двору (флорентийскому) еще при его жизни…

“Время странная штука… Мы представляем его рекой, всегда движущейся в одном направлении, но, возможно, Бог… может возвращаться к различным событиям и исправлять их, как художник поправляет набросок”.

В роли Бога – английский писатель Пол Макоули (Paul J. McAuley). Он пересоздал для нас эпоху Возрождения по чертежам недопонятого гения Леонардо. В романе Макоули любимый город создателя “Моны Лизы” без пяти минут правит миром, ибо им владеет тот, кто владеет технологиями. Под технологиями в данном случае подразумевается тот потолок, выше которого не смог прыгнуть даже да Винчи, – энергия пара.

Представьте: по улицам Флоренции рядом с конными экипажами разъезжают паровые автомобили, реки и моря бороздят пароходы, городская стража вооружена огнестрельным оружием, люди даже умеют летать с помощью воздушных змеев. Могущество Флорентийской республики сдерживает пыл желающих перекроить карту мира: так, испанцы не рискуют начинать поголовное истребление индейцев Америки, потому что боятся рассердить гуманных итальянцев. Однако “человек никогда не будет достоин милосердия, пока его тяга к созиданию равна его же тяге к разрушению!” Двуногое животное все так же алчно, жестоко и жаждет власти над себе подобными…

Кто владеет технологиями, владеет миром? Тогда что значит в сравнении с новым изобретением Великого Механика (так во Флоренции называют Леонардо) жизнь одного человека... или двух… а то и больше… Посольство Рафаэля, любимого художника Папы, должно примирить Флоренцию и Рим, однако череда кровавых преступлений лишает сторонников мира всякой надежды. А яблоко раздора, пресловутое изобретение, способное делать мгновенные слепки окружающей реальности (проще говоря – первый фотоаппарат), оказывается в руках 18-летнего художника Паскуале и его случайного знакомого, скандального журналиста и сыщика-любителя Никколо Маккиавели…

И вот – “Все смешалось в диком танце”: художники и маги-чернокнижники, сторонники могущественных Медичи и последователи сурового аббата Савонаролы, католические мессы и индейские ритуалы, мудрый полубог Леонардо и не нарисованная им Лиза Джокондо, желчный Микеланджело и жеманный Рафаэль…

Резюме: “Ангел Паскуале” – яркая мозаика из жестоких фактов и насмешливых вероятностей. Это не исторический роман и не очередной клон “Кода да Винчи” (тем более что написан на пять лет раньше романа Брауна) – это просто сон искусствоведа в жаркую итальянскую ночь, отменное, пусть и без философских глубин, интеллектуальное развлечение.

Светлана Евсюкова

Книга была любезно предоставлена издательством “Азбука”.

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация