Осенняя сезонная депрессия

Как заметил еще Пушкин, “дни поздней осени бранят обыкновенно”. Чтобы убедиться в справедливости его слов, достаточно перелистать любую антологию русской поэзии. “Черствеет сердце, дрябнет тело,/

5 сентября 2006, 14:14

Как заметил еще Пушкин, “дни поздней осени бранят обыкновенно”. Чтобы убедиться в справедливости его слов, достаточно перелистать любую антологию русской поэзии. “Черствеет сердце, дрябнет тело,/ Дряхлеет тело, тускнет ум;/ Душе усталой чужд всецело/ Кипящей жизни гам и шум./ Ни жить, ни мыслить нет охоты... ” (Ф. В. Вишневский)

Такие настроения чаще всего, правда, не в столь острой форме, испытывают не только обладающие повышенной эмоциональностью поэты, но и многие обыкновенные люди. Это явление, которое прежде называли “осенней меланхолией”, известно давно. Но только в последние годы оно стало предметом серьезных научных исследований. Почему же именно осень так угнетающе действует на многих людей?

Американские ученые установили, что примерно десять процентов их соотечественников подвержены колебаниям настроения в зависимости от времени года. Низшей точки эти колебания достигают как раз осенью, когда человек вдруг начинает ощущать усталость, его мучает тоска, для которой вроде бы нет никаких причин. Всё это – признаки депрессии, но в отличие от “настоящей” болезни, она проходит вместе с переменой времени года. Поэтому в науке такое состояние и определяется как сезонная (осенняя) депрессия.

Некоторые ученые объясняют сезонную депрессию недостатком сна. Как считает специалист по проблемам сна Хольгер Хайн, осенью и зимой, когда световой день короток, человек должен спать на 10–20 минут дольше, чем весной и летом. Однако электрический свет, телевидение и прочие достижения цивилизации изменили наш образ жизни: на сон не хватает времени.

Другие считают, что человеческий организм уже приспособился к новым условиям, и сокращение времени, отводимого на сон, не оказывает существенного влияния на его состояние. Кроме того, “осенняя меланхолия” возникла отнюдь не вместе с изобретением электрической лампы, о чём свидетельствуют стихи поэтов прошлого века.

Главной проблемой некоторые считают дефицит дневного света. При отсутствии световых импульсов наш организм вырабатывает один из важнейших гормонов – мелатонин. Следовательно, осенью и зимой, когда дни короче, мелатонина вырабатывается больше, чем весной и летом. А данный гормон снижает реактивность организма, притупляет внимание. Отсюда сонливость, вялость, плохое настроение.

В Швейцарии, где сезонная депрессия официально признана болезнью, применяют лечение световыми лампами. Светотерапия оказывается эффективней и дешевле, чем антидепрессивные препараты.

Однако далеко не все соглашаются с тем, что осеннюю депрессию следует считать болезнью. Мюнхенский профессор, специалист по эволюционной биологии Йозеф Райнхольф доказал, что этот феномен – часть биологического наследия, доставшегося нам от очень далеких предков. Райнхольф напоминает, что жизнь человека, как и жизнь животных и растений, подчинена биологическим ритмам – суточным и годовым.

Чтобы понять, откуда взялась такая напасть, профессор Райнхольф предлагает вспомнить о происхождении человека. Ведь мы – люди – дети тропиков. Наши далекие предки пришли из Африки и заселили Центральную Европу 12–15 тысяч лет назад – после того, как закончился ледниковый период. С точки зрения эволюции человека, не так уж давно. За это время сменилось “всего” 500–1000 поколений. А переселению в Европу предшествовала в 100 раз более продолжительная история развития, в процессе которой человек и стал человеком. И это происходило в тропиках, у экватора, где продолжительность дня и ночи всегда одинакова – 12 часов. Именно такой ритм, считает Райнхольф, оказал определяющее влияние на природу человека. Оказавшись в северных широтах, где временное соотношение между днем и ночью постоянно меняется, он так и не смог полностью приспособиться к новым ритмам.

Выводы Райнхольфа косвенно подтверждаются и наблюдениями американских ученых: оказывается, чем дальше от экватора, тем больше людей, испытывающих сезонную депрессию. Но Райнхольф, однако, специалист по эволюционной теории, и он, думается, упускает из виду психологический фактор.

В самом деле, почему 10 процентов людей, как говорилось выше, в той или иной степени болезненно переживают наступление поздней осени, а 90 процентов этого как бы и не замечают? Более того, некоторые из них осенью испытывают прилив творческих сил. Таким человеком был, как известно, А. С. Пушкин. Чего стоит только одна “болдинская осень” 1830 года, когда он за три месяца создал более сорока произведений!

Наверное, всё-таки настроение человека, его работоспособность в то или иное время года во многом зависят от особенностей его личности. И еще от того, какой образ жизни он ведет.

Сам Пушкин, по воспоминаниям современников, был “неутомимый ходок пешком и много ездил верхом”, занимался закаливанием. И в том, что касается здорового образа жизни, великий поэт может служить примером.

Так что не стоит предаваться грустным размышлениям в осенние дни, надо чаще выходить на свежий воздух и больше двигаться. И тогда, говоря пушкинскими словами, унылая пора осени станет и для вас “очей очарованьем”.

По материалам http://psy.piter.com .

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читай также


Комментарии

символов 999

Loading...

информация