Князь Голицын – великий крымский винодел

Род Голицыных очень древний. Многие из князей Голицыных снискали славу, служа своему Отечеству. Среди них и Лев Сергеевич Голицын (1845–1915 гг.) – “отец виноградарства и виноделия”, как

11 сентября 2006, 11:09

Род Голицыных очень древний. Многие из князей Голицыных снискали славу, служа своему Отечеству. Среди них и Лев Сергеевич Голицын (1845–1915 гг.) – “отец виноградарства и виноделия”, как охарактеризовали его современники.

Как всё начиналось

Опыт приготовления виноградных вин князь Лев Голицын получал во Франции. В небольшом хозяйстве под Феодосией он высадил виноград сортов Саперави и Мурведр, произведенные из него вина нашли покупателей сначала в Крыму, а затем и в Москве. В 1878 году Голицын приобрел обширное имение Новый Свет близ местечка Судак на Черноморском побережье Крыма площадью в 230 гектаров и занялся обустройством винного производства. Первое, за что взялся Голицын, – это разведение виноградников и изучение поведения известных европейских сортов в условиях Крыма.

Успешное развитие виноделия невозможно без хороших подвалов, и в 1890 году в горе Коба-Кая по проекту князя были вручную вырыты подвалы и тоннели для хранения вин. Учитывая, что каждый тип вина требует при выдержке определенной температуры, тоннели закладывали на разных уровнях и в разных направлениях. Для шампанского отводились самые прохладные подвалы. В наземных помещениях располагались бродильни, отделения для купажирования вин и разлива в бутылки.

Голицын занимался изучением и созданием в Крыму всех существующих типов вин. Но особый его интерес составляли шампанские вина, производство которых он впервые в России поставил на промышленную основу и вывел в дегустационные залы мира. Лев Голицын задался целью создать русское шампанское, способное конкурировать с лучшими французскими марками, и добился этого. С 1882 года он начинает в Новом Свете первые опыты по изготовлению игристых вин “шампанским способом”. Чтобы получить очень тонкое и легкое вино, князь изучил около 100 сортов винограда, но выбраны были только пять: Шардоне, Алиготе, Рислинг, Пино-Фран и Мурведр. Они в том или ином соотношении стали входить в состав новосветского шампанского.

Первые партии шампанского, выпущенные Голицыным под марками “Парадиз” и “Новый Свет”, сразу же снискали широкую известность. Впоследствии шампанскому “Новый Свет” было дано название “Коронационное”, так как оно фигурировало на парадном обеде во время коронационных торжеств в 1896 году в Москве.

Каким он был?

Льва Голицына недолюбливали в клубах за его резкие нецензурные по тому времени (начало восьмидесятых годов) речи. Hо Лев Голицын никого не боялся. Он ходил всегда, зиму и лето, в мужицком бобриковом широченном армяке, и на его огромную фигуру обращали внимание на улицах. Извозчики звали его “диким барином”. Татары в его кавказском имении прозвали его “Аслан Дели” – Сумасшедший Лев.

Он бросал деньги направо и налево, никому ни в чём не отказывая, особенно учащейся молодежи, держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка, рядом с генерал-губернаторским домом, магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников “Hовый Свет” и продавал в розницу чистое, натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку:

– Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино! – заявлял он.

Он очень любил Францию (в Париже бывал каждый год) и был без ума от Крыма. Вдоль моря среди скал тропа – любимое место прогулок князя. Его заветная мечта – создать вина, способные конкурировать с французскими. За годы кропотливого труда проделаны сотни опытов, заложены в подвалы тысячи бутылок; на дегустации пускают всех желающих. В лабиринтах подвалов, освещенных свечами, собраны образцы вин со всего света (эта коллекция не имела аналогов в мире).

Большой любитель необычных дегустаций, Голицын сразу выделял тех, кто знает толк в винах: если по его описанию, очень образному, раскрывающему все нюансы вкуса и букета, гость безошибочно угадывал описанное вино среди нескольких предложенных, то он непременно дарил ему бутылку этого вина, какой бы дорогой она ни была!

1900 год, Париж

1900 год, Всемирная выставка в Париже. Странное сооружение Эйфеля и не менее странный русский князь – Лев Голицын. Разве не странно – приехать во Францию со своим шампанским? Да, он блестяще образован, но, право же, он странный: 20 лет назад всё бросил, уехал из столицы в какую-то глушь, в Крым. Зачем ему было нужны эти скалистые берега? Назвал свое имение с претензией – Новым Светом. Закладывает виноградники, строит дороги, завод, подвалы для выдержки вин, завозит лозы со всего света, приглашает специалистов из Франции, но их же и выгоняет, говорит: “Не может иностранец болеть душой за русское вино…”

На что он рассчитывает? В одежде, напоминающей нечто среднее между одеянием французского художника и татарского купца, с львиной гривой седеющих волос, большой бородой, с иронично-властным взглядом сквозь без конца падающее пенсне, рокочет басом на отличном французском языке о десяти годах работы по шампанизации крымских виноматериалов. Утверждает, что подобрал лучшее сочетание из пяти сортов винограда: красные – Пино-Фран и Мурведр, белые – Шардоне, Алиготе и Рислинг. Неужели он не читал книгу французского ученого-шампаниста Робинэ, в которой черным по белому написано: “… ни одна страна, несмотря на все усилия, не может приготовить игристые вина с теми же качествами, какие эти вина имеют в Шампани”?

Но тише, сейчас огласят результаты дегустации. У нескольких марок французского шампанского золотые медали. Не многим присужден кубок Гран-при – высшая награда Всемирной выставки. Среди них – шампанское “Парадиз”. Да это русское шампанское князя Голицына! Его приравняли к французскому? Да что же это?!

Виват Голицыну!

Но на этом история русского шампанского в Париже не заканчивается. На торжественном обеде в честь председателя экспертной комиссии графа Шандона, совладельца известной шампанской фирмы “Моэт и Шандон”, были подняты бокалы с шампанским за французских виноделов – гордость Франции, создающих такое восхитительное вино уже на протяжении ста лет… Всё было замечательно, но тут встал этот русский князь и прогрохотал: “Вы, граф, сделали мне отличную рекламу, так как в настоящую минуту мы все пьем мое вино”. Какой пассаж! Сам Шандон принял русское шампанское за свое!

Ликерные и крепкие вина из Нового Света с восторгом принимают на российских и международных выставках, награждают золотыми и серебряными медалями. Император дает высочайшее разрешение помещать на этикетках рядом с гербом Голицыных российский герб – двуглавого орла.

Сегодня, спустя более ста лет после триумфальных событий в Париже, новосветовское шампанское, отправляемое на экспорт в Европу сотнями тысяч бутылок, доказывает, как прав был князь Голицын, который всю жизнь абсолютно верил в успех крымского виноделия.

Голицынские вина очень дорого продают коллекционерам (на аукционе “Сотбис” в Англии в 1990 г. ликерное вино “Мед с алтайских лугов” князя Голицына было продано за 35 000 долларов). Часть коллекции Голицына теперь хранится в энотеке Массандры, в той самой знаменитой на весь мир Массандре, главным виноделом которой в период ее становления он был назначен.

Пересказала Тося Переделкина

По материалам www.library.vladimir.ru, www.golitsinwine.com.ua, www.perekop.info.

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Читай также

30 июля 2007, 10:57
26 июля 2007, 10:10

Комментарии

символов 999

Loading...

информация