Владимир Сорокин “День опричника”

Владимир Сорокин написал роман про будущее. Уже страшно? Совершенно напрасно – будущее (весьма, кстати, недалекое – середина XXI века) светло и прекрасно. Государство Российское стоит крепко, под

19 сентября 2006, 10:15

Владимир Сорокин написал роман про будущее. Уже страшно?

Совершенно напрасно – будущее (весьма, кстати, недалекое – середина XXI века) светло и прекрасно. Государство Российское стоит крепко, под властью самодержавною и верою православною крепнет и богатеет. От Запада прогнившего отгородились мы Великой Русской Стеной (они, поганцы, у нас еще и газ воруют), товары западные из экономики изгнали, покупает простой люд в “Народных ларьках”, где каждого продукта, по мудрому государственному замыслу, ровно по два наименования, “ибо народ наш, богоносец, выбирать из двух должен, а не из трех и не из тридцати трех. Выбирая из двух, народ покой душевный обретает, уверенностью в завтрашнем дне напитывается, лишней суеты беспокойной избегает, а следовательно – удовлетворяется”.

Да что продукты – и слова теперь повсюду только наши, русские: челядь, сотник, столбовые, земские, приказ торговый, приказ тайный. И имена исконные – Сиволай, Поярок, Посоха. И одежда стала наша исконная, и обычаи, только техника всё дальше развивается – шоссе десятиполосные, лучестрелы огневые, пузыри новостные, что тебе любую передачу на заказ расскажут-покажут, наркотики хитроумные. Правда, всё это китайское – всё производство мировое в Китай переметнулось. Но мы с Китаем дружим.

Что еще сказать про светлое будущее? От матерщины народ отучили просто – введением за нее публичных телесных наказаний. А для более серьезного опричники имеются – врагов-то ведь у государства великого ой как много. В общем, технический прогресс в гармонии с мощным духовным началом, нанизанные на твердую вертикаль власти, – благолепие.

Жаль только, что большинство сторонников такой модели не смогут насладиться отображением оной в романе Сорокина, потому как твердо усвоили из своих новостных пузырей, что Сорокин – порнограф, калоед и позор российской литературы. Тем более обидно, что и калоедства-то в “Дне опричника” нет, и некрофилии нет, и даже содомии всего-то одна массовая сцена. И сюрреализм фирменный, сорокинский, весьма умеренно представлен – расстарался, видать, писатель для нужд государственных.
Хотя, впрочем, недостает этой правильной книге идеологической четкости. Как же это мы ухитрились в столь короткое время дойти до жизни такой, откуда взялась новая царская династия, что за коллапс постиг мировую экономику – писатель объяснять и не думает. Впрочем, объяснять происходящее в своих произведениях вообще не в стиле Сорокина. Его дело – представить читателю картину стилистики да эстетики невиданной, а почему комсомольцы дерьмо едят, тот пусть сам разбирается, если сможет.

Наш порнограф-калоед и над жанром тоталитарной антиутопии посмеялся. Жанр-то жесткий – и “Мы”, и “1984”, и “451° по Фаренгейту” все об одном: как жил-был в идеальном государстве идеальный гражданин, да вдруг заставили его задуматься, такое ли уж государство идеальное, – и началось...

А вот в “Дне опричника”, ждите-не ждите, не начнется ничего: опричник Комяга благополучно проводит весьма насыщенный день в усердной службе любимому государю – и засыпает сном младенца. Вот такое незамутненное благолепие. Любуйся, читатель, красными “меринами” с собачьей головой на капоте да метлой на багажнике и думай про российскую государственность что хочешь. Или что можешь.

По материалам “Книжного обозрения” (Мария Мельникова)

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация