Тогда это событие происходило в городах, где так или иначе удавалось найти финансирование – Твери, Саратове, Орехово-Зуево, собирая под свои знамена такие знаковые для своего времени коллективы, как "Коллежский асессор", "Восточный синдром", "Комитет Охраны Тепла", "Иванов Даун", "Раббота Хо", "Рада и Терновник". Всего с 1989 по 1994 гг. состоялось пять фестивалей. И вот спустя 12 лет "Индюшата" впервые прошли в Москве. В качестве даты мероприятия было контептуально выбрано 13 декабря – день рожденья идеолога-основателя панк-движения Тома Верлена (Television).
На этот раз фестиваль был проведен силами агентства "Кушнир Продакшн", где за последнее время скопилось изрядное количество демо-записей молодых групп со всей России. Когда их количество достигло критмассы, было принято решение о проведении фестиваля на небольшой дружественной площадке. Чтобы посмотреть на отобранные сотрудниками агентства "молодые независимые" группы, в FM Club подтянулись представители радиостанций.
В качестве интродукции фестиваля была показана уникальная архивная видеозапись великолепного концерта украинского инди-комбо "Шейк Hi-Fi" на "Индюшатах'92" в Орехово-Зуево. Вслед за этим на сцене появилась первая группа "Индюшат FM" – рок-дуэт White Roses в составе поющего гитариста Вадима Дзуцева (ранее работавшего с легендарным Алексеем "Хвостом" Хвостенко) и барабанщика Евгения Губермана (участника "золотого состава" группы "Аквариум", выступившего с ним, в частности, на приснопамятном фестивале "Весенние ритмы Тбилиси'80"). Объявивший группу Кушнир отметил, что в названии группы содержатся аллюзии одновременно на White Stripes и "Ласковый Май" – и не прогадал: уверенный минимализм дуэта подтвердил его слова. А забойная композиция White Roses "Пипец2" была немедленно возведена в ранг гимна всего фестиваля.
В основу концепции программы "Индюшат FM" было заложено чередование солистов по половому признаку, и White Roses на сцене FM Club сменила Diva Plavalaguna – высокая брюнетка c оперным голосом нездешней красоты. Оправу для этого вокального бриллианта соорудил продюсер мюзикла "We Will Rock You" – композитор-аранжировщик Артур Байдо. После столь неожиданного стилистического эксперимента очень контрастно выглядели гости из Ростова-на-Дону "Т.О.П. кадры", динамично сыгравшие эдакий солнечный приазовский поп-рок, – коммерческий потенциал этого коллектива многим экспертам показался весьма высоким.
Следующая группа – "Модель Неба", перебравшаяся в Москву с высоких берегов Амура из далекого Благовещенска, порадовала собравшихся не только профессиональной игрой, но и очень самобытным женским вокалом: солистку коллектива Алену Литовченко уже сравнивают с Долорес О'Риордан из The Cranberries и Лиз Фрейзер из Cocteau Twins. "Модель Неба" также любима многими рок-музыкантами, ведущими войну с жестким радиоформатом: на "Индюшатах FM" ее представил публике солист группы "ГДР" Санчес.
В традиции фестиваля всегда было участие групп из Украины, которая во времена первых "Индюшат" еще была частью СССР. Старый соратник Кушнира Сергей Гурьев, вышедший на сцену представлять следующего участника фестиваля – киевскую группу 7th Day – отметил, что одной из задач "Индюшат FM" является сохранение единого постсоветского культурного пространства. Тут же стало ясно, что сохранять его просто необходимо: выступление 7th Day стало одной из кульминаций фестиваля. Киевляне вдохновенно исполнили красивую полуэлектронную программу, где были смешаны старый добрый рок и новомодные семплы, украинский язык и русский – весь их сет в целом оказался удивительно органичным и сценичным.
"Подобного фестиваля в Киеве нет, и вряд ли он когда-нибудь появится, – сказал солист 7th Day Роман Бахарев. – Приятно было увидеть, что здесь, хоть и Москва, собралась публика с открытыми сердцами, готовая доброжелательно воспринимать новую музыку!"
"Очень благодарен Александру Кушниру, что он пригласил нас к сотрудничеству, – рассказал руководитель TOPHIT.RU Игорь Краев. – Приятно поддерживать такие проекты, потому что все мы знаем, как тяжело пробиться молодым, талантливым музыкантам. Я покорен ребятами, которые стояли на этой сцене. Особый респект 7th Day, "Т.О.П. кадрам" и "Модели Неба" – эти три состава просто супер. Мы сделаем всё, что сможем, чтобы помочь им. Желаю музыкантам удачи, чтобы у них так же горели глаза и они разгоняли эту шоу-бизнесовскую мертвечинку".
Далее – вновь группа с поющей девушкой: "Ира Ива" из Питера. Своеобразное название объясняется просто: солистку зовут Ирина, а Ива – ее реальная фамилия. У Ирины сильный голос, а творчество ее продолжает актуальную на рубеже веков гендерную тенденцию в нашем роке, связанную с именами Земфиры Рамазановой, Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. Лишь только ее любителям стало казаться, что давненько в этой нише не возникало ничего нового, как в этой нише появилась "Ира Ива". Причем никакой лесбийской конъюнктуры в ее песнях нет: они очень искренние и глубоко эмоциональные.
Затем – "Хеопсы" из Питера. На сцене – уже знакомые по White Roses поющий гитарист Дзуцев и чудо-барабанщик Губерман, к которым присоединились еще несколько культовых персонажей. Это – заслуженный басист Наиль Кадыров (экс-"Зоопарк", "Чиж и Ко", "Разные Люди", "Дочь Монро и Кеннеди"), гитарист Альберт Визенберг из легендарной группы "Санкт-Петербург", а также колоритный фронтмен Вячеслав Коровин, хмурый волосатый персонаж в черном плаще поверх розовой сорочки, поющий весьма породистым голосом. Эти профессионалы, которым покровительствует небезызвестный Андрей Тропилло, казались слишком матерыми для "индюшат", но группа-то новая, свежеобразованная, это был один из ее первых концертов! "Хеопсы" исполнили жесткий и эффектный "глэм-гараж" – и также стали одной из кульминаций фестиваля. Дополнительный вклад в это внесло неожиданное падение со сцены Губермана – вверх ногами, в компании вокального монитора.
Следующей женщиной стала Катя Blaze из Снежинска (экс-Челябинск'70), выступавшая дуэтом с клавишником под изысканную электронную подложку в духе Depeche Mode. Несмотря на внушительные габариты, артистка блеснула искусной сценической пластикой, а ее мощный голос заставил говорить о женской инкарнации Дэвида Гэхана. В результате Катю Blaze проводили овациями.
И только после этого принцип чередования мужчин и женщин был нарушен: на сцене впервые появилась вторая подряд группа с солисткой. Это были гости фестиваля – московская группа "Паззл". В ранг "гостей" она была возведена за то, что успела снять клип, попавший в ротацию телеканалов, а одним из главных принципов "Индюшат" является "необстрелянность" выступающих коллективов. Тем не менее, для этой группы, история которой началась совсем недавно, организаторы решили сделать исключение. "Паззл" с экспрессивной белокурой вокалисткой Рикой Ханссен отыграли мощный и жесткий поп-альтернативный сет, вызвав у некоторых ассоциации с Total.
Предпоследний коллектив "Индюшат FM" вновь был чисто мужским – "Алкоголь" из Нижнего Новгорода. Его программа оказалась буквально нашпигована рок-шлягерами, один из которых – "Я не сдамся пидорасам" – по отзывам собравшихся, явно претендовал на звание самом популярной песни фестиваля. Артистизм, остроумие, острое "хитмейкерское" чутье – целый букет достоинств! "Алкоголь", возможно, даже получил бы "приз зрительских симпатий" фестиваля – если бы таковой был задуман организаторами.
И, наконец, последним номером программы стала группа, где мужчины и женщины, наконец, достигли полного синтеза: на сцену одновременно вышли три юноши и три девушки – вокалистка, гитаристка и клавишница! Коллектив под названием "Мура-Ками", оказавшийся в числе участников по протекции музыкального критика Алексея Певчева, исполнил своеобразную альт-эстраду с элементами эстетики ранних The Blondie. Апофеоза здесь достиг, впрочем, и упомянутый принцип "необстрелянности": техническое мастерство музыкантов группы оказалось на студенческом уровне, а в вопросе о том, насколько это искупала интересная концепция, мнения экспертов разошлись.
"Александр Кушнир – акула шоу-бизнеса, но у него есть особое чувство, которое помогает ему обращать внимание на молодые команды и продвигать их, – сказала певица Butch. – Считаю, что это очень хорошее дело, что это чудесно и прекрасно, потому что должно быть место, в котором нет "фабрики звезд". Искренне желаю всем музыкантам быть лучшими и удачи".
Возрожденный фестиваль "Индюшата" предполагается, как и прежде, сделать ежегодным. А кто из участников прошедшего события сможет стать частью медийного пространства, покажет уже ближайшее будущее.