Консультирует председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, сопредседатель координационного совета парфюмерно-косметической промышленности в г. Москве Татьяна Валентиновна Пучкова.
– Каким образом косметика проверяется сегодня на безопасность и качество?
– Начнем с того, что качество и безопасность – это разные вещи. Безопасность продукта – это его неспособность нанести человеку вред. Такое средство не должно вызывать раздражение и аллергию. Оно также не может быть испорченным, зараженным, содержать тяжелые металлы. У него должна быть нормальная консистенция и запах – всё это, опять же, относится к категории безопасности.
Эффективность и качество – совершенно разные понятия. Если крем имеет нормальный запах, цвет, консистенцию, то его называют качественным. А эффективность – это соответствие того, что обещает производитель, реальному действию продукта.
– Можно ли ее как-то проверить?
– Проверить, несомненно, можно. Доказательство безопасности – обязательное условие для выпуска косметического продукта. А вот подтверждение его эффективности – дело сугубо добровольное. Производитель здесь сам решает, что и в какой мере он будет доказывать. Но если к нему обратятся с претензиями потребители и окажется, что декларируемое качество не доказано, предприятие должно будет в полной мере понести уголовную и гражданскую ответственность.
– В последнее время участились скандалы в связи с обнаружением в составе косметических средств тех или иных опасных веществ. Как регулируется содержание тех или иных компонентов в косметике?
– Есть список веществ, запрещенных к применению, и список веществ, ограниченных к применению. В каждом регионе мира – в Европе, Америке, Японии – принимается собственный перечень. Россия пользуется европейской системой.
Обновление этих списков происходит ежегодно. При Европейском парламенте существует специальный технический комитет, который постоянно работает с проблемными вопросами.
– Как обстоят дела с недавним скандалом по поводу опасности триклозана – вещества, входящего в состав многих гигиенических средств, в частности, мыла и зубных паст?
– Да, разбирательства вокруг триклозана как раз недавно завершились. В прессе появились сотни публикаций о его опасности. Все они были тщательно изучены. Оказалось, что само по себе это вещество в разрешенных концентрациях вполне безопасно для применения в косметической продукции. А его возможные побочные эффекты могут быть связаны лишь с ошибками в производстве.
Если по какому-то ингредиенту скапливается достаточно новой информации и правила нужно ужесточить или, наоборот, смягчить, комитетом принимается определенный пакет документов.
– Почему к косметике для домашнего и профессионального применения предъявляют различные требования?
– Во-первых, в профессиональной косметике используют более высокие концентрации активных веществ. Во-вторых, есть препараты, которые вообще нельзя применять в домашнем уходе. Они могут использоваться только под контролем врача.
Например, это относится к химическим пилингам, которые в последнее время активно пытаются включить в домашние линии. Это опасно.
Для подбора многих препаратов, например ряда профессиональных средств против угревой сыпи, необходимо обладать кругом специальных знаний. Это очень серьезные препараты. И без помощи специалиста тут не обойтись.
– В последнее время применительно к косметике активно используется термин "аптечная" или даже "лечебная". Можно ли утверждать, что такие средства являются более безопасными?
– Наша страна – наверное, единственная, где так популярна тема лечебной и лечебно-профилактической косметики. Такого класса продуктов просто не существует – это сугубо маркетинговые измышления.
У нас лечебной косметикой называют средства, которые содержат некие активные вещества. В последнее время ее позиционируют еще и по месту продажи, называя аптечной.
Только в Японии законодательно определен особый вид средств на стыке лекарств и косметики. Они, естественно, продаются только в аптеках. Во всех же остальных случаях термин "аптечная косметика" лишь указывает на место продаж.
В западном понимании аптечная косметика – это линии, которые сделаны специально для продаж в аптеках. Делается это с двумя целями. Во-первых, в аптеке легче завоевать доверие потребителя. А во-вторых, аптечная косметика, как правило, призвана решать не общие, а более специализированные проблемы. Вы редко встретите в западной аптеке просто шампунь, зато легко найдете шампунь именно от перхоти.
– Получается, эти средства ничем, кроме места продаж, не отличаются от косметики класса "масс-маркет"?
– Их главное отличие – в специализации. Косметика масс-маркет настолько нивелирована под "среднюю температуру по больнице", что вряд ли окажет какое-то значительное действие на кожу. Составы этих средств подбираются таким образом, чтобы подходить широкому кругу людей.
Если у вас возникает некая проблема, но она еще не требует вмешательства врача-дерматолога, либо вам необходим поддерживающий курс после лечения, вы можете обратиться к этой косметике.
Косметика, предлагаемая в аптеках, предполагает более индивидуализированный подход. Поэтому подобрать ее самостоятельно довольно сложно. Но, в любом случае, она не является лечебной.
– Многие сейчас стараются покупать "натуральную" косметику, считая ее более качественной. Есть ли в этом смысл?
– Жителям больших городов всегда хочется быть ближе к природе, и на этом желании спекулируют многие производители. Но никто до сих пор не определил, сколько соответствующего сырья должно быть в основе косметического средства, чтобы его можно было назвать натуральным.
Возьмем простой пример. Раньше в отечественные "зимние" кремы нередко добавляли до 5% ланолина, который является природным веществом. При этом никто особенно не считал эти кремы натуральными. А теперь возьмем западную модель. Если в крем добавляют хотя бы 2% ланолина, он уже позиционируется как органический и чуть ли не стопроцентно натуральный. Вот вам разный уровень отношения к этому понятию.
Сейчас можно найти очень интересные и целиком натуральные средства на основе растений и морских продуктов. Например, часто абсолютно натуральными оказываются массажные масла. С другой стороны, можно создать прекрасное средство, которое будет целиком состоять из так называемого синтетического сырья. Какое из них будет лучше и безопаснее – вопрос спорный.
Не стоит также забывать о том, что по-настоящему натуральный продукт очень быстро окисляется, прогоркает, у него обязательно будет маленький срок хранения. Если вы видите в аптеке "100% натуральный" крем со сроком годности в три года, стоит усомниться в честности его производителей.
– Сейчас очень распространена аллергия на косметику, а ведь почти на всех кремах стоит пометка "гипоаллергенный". Почему?
– Эта надпись в подавляющем большинстве случаев не имеет право на жизнь. Когда косметика тестируется на безопасность, ее обязательно проверяют на способность вызывать аллергию. И если она вызывает реакцию, ее просто не пропустят в производство.
Надпись "гипоаллергенный" означает, что косметика была протестирована на людях, которые уже страдают от какого-то вида аллергии. Понятно, что это очень дорогостоящие и редкие исследования. И только несколько самых крупных марок могут делать соответствующую пометку на упаковках своих средств.
Кроме того, сейчас очень распространена индивидуальная чувствительность кожи к тем или иным активным веществам. Самый частый виновник аллергии на косметику – отдушка. Затем идут консерванты, УФ-фильтры, компоненты лаков для ногтей, ланолин и жиры. Соответственно, аллергикам нужно выбирать кремы с отсутствием или сниженным содержанием этих веществ. Если вы наблюдаетесь у врача, перед покупкой можно принести ему список ингредиентов средства и проконсультироваться на предмет его безопасности.
По материалам www.pravda.ru .