Жизнь Теслиме Ибраимовой поначалу ничем не отличалась от других ее односельчан. Она удачно вышла замуж, рожала детей и считала, что для счастья больше ничего не надо. В то время женщинам села можно было только мечтать о детских садах, поэтому своих чад они брали с собой на работу. Теслиме была низальщицей табака и работала на плантации вместе с детьми: старшие помогали, а младшие играли между собой. Тогда Ибраимовой казалось, что после оккупации ее семье ничего не страшно. Он мечтала о том, как выдаст замуж дочерей, женит сыновей и будет растить внуков. Но однажды ночью в дверь этой семьи постучали…
Увозили Ибраимовых ночью — они даже не успели собрать вещи, схватили первое, что подвернулось под руку. В итоге в Марийской автономной республике оказались без теплой одежды. Несмотря на то, что муж и старшие дети постоянно работали, чтобы прокормить семью, денег катастрофически не хватало. Тогда Теслиме, ожидавшая ребенка, вместе с малышами ходила по дворам и просила хлеба.
Сейчас это кажется чудом: в некоторых семьях дети одним за другим умирали от голода и болезней, а Ибраимовым удалось сохранить всех. Последнего сына Теслиме родила в ссылке, когда ей было уже больше пятидесяти. Даже после того как семья освоилась на новом месте, жили они очень бедно: одежду и обувь младшие донашивали за старшими, мясо и фрукты на столе появлялись очень редко. Чуть легче стало, когда Теслиме получила звание «мать-героиня» после смерти Сталина. Это давало небольшую, но ощутимую прибавку к семейному бюджету.
С Урала семья перебралась в Среднюю Азию. А накануне массового возвращения крымских татар на полуостров, Теслиме два года прожила рядом с родной землей — у дочери в Краснодарском крае. И, наконец, вернулась в Крым.
В родном доме давным-давно обитали новые люди, но она все равно несколько раз съездила просто полюбоваться на него, сфотографироваться рядом и теперь любит пересматривать эти фотографии. Только часть огромной семьи Теслиме Ибраимовой сегодня живет в Крыму, остальные – в Средней Азии и России. Поэтому все ее потомки так ни разу одновременно не собирались. Впрочем, когда на праздники съезжается только крымская родня и пытается сфотографироваться на память, очень трудно всем попасть в кадр.
Интересно, что бабушка отлично ориентируется в хитросплетении родословной: помнит, кто кому кем приходится, и никогда не ошибается в именах. Она искренне радуется очередному прибавлению в семействе — своим уже пра-правнукам.
Сейчас Теслиме уже 110 лет, но еще пару лет назад она угощала всех своими пирогами. Теперь, конечно, кухонная работа лежит исключительно на плечах молодых, но иногда бабушка порывается помочь. Еще недавно она сама читала Коран, но сейчас уже видит не так хорошо, однако помнит некоторые страницы наизусть. Ее дочь рассказывает, что мать стала болеть старческими болезнями только после ста лет, а до этого чувствовала себя хорошо.
Кстати, в Крыму сейчас около полусотни человек, которые уже отметили вековой юбилей, и 110-летняя Теслиме Ибраимова среди них старейшая. Второй ее рекорд — по количеству потомков — пока никто побить не смог.
По материалам pravda.ru