Сказкопанорама

Эльдар Рязанов, не нуждающийся в особом представлении, ставший классиком не только кино, но и телевидения, чья "Кинопанорама" вошла в историю журналистики, много раз говорил об уходе из большого кино и его "Андерсен" стал неожиданным не то прощальным подарком, не то романом с продолжением, ведь это двадцать пятый, юбилейный фильм режиссера, и кто знает, может быть, король кинокомедии порадует нас очередными лентами. Новый фильм он посвятил одному из величайших сказочников - Гансу-Христиану Андерсену. Его сказки знает каждый ребенок, но о нем самом вряд ли кто-то сможет что-то рассказать. А Рязанов попробовал, хотя это не биографический фильм, и пытаться сверять фактографические данные с сюжетом бесполезно, поскольку это лишь попытка режиссера изучить проблему одиночества гения, где-то возможно, это даже попытка самоанализа. Поэтому не случайно мы здесь встретим и сурового Цензора в исполнении Олега Табакова, углядывающего во всем крамолу на власть, который не случайно играет также и роль преподавателя Андерсена, поднимающего на смех его таланты, уверенного в ничтожестве писателя. Этот же Цензор потом будет произносить самую проникновенную надгробную речь на похоронах Андерсена, как это обычно и бывает, куда придут все его "скелеты из шкафа", с которыми сказочник либо боролся, либо шел рука об руку всю жизнь.

Собственно, фильм получился словно сказ об Андерсене, существующий вне времени и даже места с вкраплениями самих сказок писателя, неотъемлемой части его жизни. В фильме показана не только эпоха Андерсена, но даже времена Второй мировой войны. Есть у меня большое подозрение, что Рязанов к тому же давно хотел снять настоящую, классическую сказку, но все как-то у него с ними не складывалось, а может, все его фильмы были настолько сказочны и фантасмагоричны, что рано или поздно он не мог не снять сказку. Вот в юбилейном фильме ему и удалось описать без прикрас и жизнь Андерсена с грязью нищеты, жизненными пощечинами, проститутками, венерическими болезнями и цинизмом, и вместе с тем, экранизировать сказки Андерсена с пышными, яркими декорациями, игрушечной условностью существования там придуманных героев. Но опять же, не без морали, поэтому получается такой фильм в фильме. В "Андерсене" реалии жизни писателя неожиданно уходят в сказку и обратно. Операторская работа (Вадим Алисов и Евгений Гуслинский) и работа художника-постановщика (Людмила Кусакова) здесь просто фантастические и достойны аплодисментов: жизнь получилась промозглой, серой, всегда либо грязь, либо снег. Серая реальность с ее нацистскими погромами, войнами, человеческой жестокостью, голодом и нищетой не так радостны писателю, поэтому в его сказках всегда светит солнце, по-летнему тепло и уютно, а дома выглядят, словно пряничные домики, напоминающие причудливые строения Антонио Гауди, архитектурного сказочника.

Впрочем, ничто не появляется на пустом месте, достаточно вспомнить рязановские "Гусарскую балладу" и "О бедном гусаре замолвите слово", где автор не просто ушел в историю, в позапрошлый век, но и мифологизировал сюжет, представил действие словно как сказку. Да и картины, казалось бы, на современную тему, такие как "Карнавальная ночь", "Берегись автомобиля", "Служебный роман", "Ирония судьбы, или с легким паром!" и "Гараж" - это, по сути, те же сказки, правда, скорее, для взрослых, где добро побеждает зло, плохие становятся хорошими, все маски сорваны, "маленький человек" становится героем и история заканчивается хеппи-эндом. Получается, что всю свою кинематографическую жизнь Эльдар Рязанов снимает один фильм, пытаясь рассказать о наболевшем через свои фильмы, посредством своих героев.

По Рязанову, гений обречен на одиночество и несчастье, у него нет ни любви, ни друзей, хотя в случае с Андерсеном, писатель имел право любить, но не разглядел ее, увлекшись псевдолюбовью, поэтому и подзаголовок картины "Жизнь без любви". Самого Андерсена сыграли три актера в трех возрастных категориях: Ваня Харатьян, Станислав Рядинский и Сергей Мигицко. Ванечка сыграл просто очаровательно, и Бог с нимбом на голове (Вячеслав Тихонов) общался с ним очень трогательно и по-отечески поцеловал в лобик в доме умалишенных, словно на картине Босха. Лучше, более разнопланово и убедительнее всех Андерсенов все же получился писатель в исполнении Станислава Рядинского. Он в каждой роли получился разным, насколько ранимый, порой истеричный его Андерсен в юности, насколько мудрый, неподкупный и даже надменный его принц-свинопас, и насколько экспресивно-надменна, цинична его Тень в одноименной сказке. Сергей Мигицко же получился хорош как типаж продолжения взросления и старения писателя, но он везде одинаков, везде появляется с одинаково добродушным выражением лица и при ударах судьбы, и при ее подарках.

То самое увлечение, псевдолюбовь писателя, певичку, перелетающую словно птичка, с ветки на ветку, сыграла Евгения Крюкова. Но сыграла она в этом фильме как-то очень неровно. Насколько она отвратительна, неинтересна, без изюминки в роли певицы, настолько очаровательна, убедительна и прелестна в роли принцессы в "Свинопасе" и снова до слез безлика в роли русской принцессы в "Тени". Конечно, сразу видно, что в "Свинопасе" Евгения просто купается в роли принцессы, на ее образ играют и костюмы, и великолепный грим, сказочная прическа, но и сама актриса здесь с чертиками и с огоньком в глазах. В роли же певицы она везде появляется с одинаковым выражением лица, потухшими глазами, ее героиня получилась даже немного вульгарной от дисгармоничности идеи, внутреннего содержания и воплощения всего этого на экране.

Уже традиционно, снялся в эпизоде и сам Эльдар Рязанов, который, как Альфред Хичкок, периодически появляется у себя в фильмах: то он летит в самолете вместе с Женей в "Иронии судьбы, или с легким паром!", то спит, прислонившись к бегемоту в "Гараже". Здесь же беседует с гробовщиком, будто случайно проходил мимо.


Автор: Ирина Штефанова Российское кино

Читай также