Тонино Бенаквиста “Малавита” (Malavita)

Ни одна книга модного итальянца (точнее, французского писателя итальянского происхождения) Тонино Бенаквисты (Tonino Benacquista) не проходит незамеченной. Бешеную популярность ему принес роман “Сага”, затем были принятые на ура “Кто-то другой”, “Укусы рассвета”, а теперь пришел черед “Малавиты” – хорошо срежиссированного боевика, остроумно эксплуатирующего гангстерскую тему.

Главные герои “Малавиты” (что по-итальянски означает “плохая жизнь”) – странная семейка Блейков, американцев, зачем-то обосновавшихся в маленьком городке Шолоне-на-Авре, в Нормандии. Глава семейства представляется соседям писателем, собирающим материал о высадке союзников, мать занимается благотворительностью, дочь – красотка номер один выпускного класса, сын – неформальный лидер школы. На самом деле это семья Джованни Манцони, нью-йоркского “крестного отца”, сдавшего ФБР многих донов американской “коза ностра”, а теперь скрывающегося во Франции по программе защиты свидетелей под эгидой ФБР. От нечего делать (для гордого Джованни жизнь в таком режиме – едва ли не оскорбление) он начинает писать мемуары, которые и составляют эту книгу. Он не только описывает происходящее вокруг, но и размышляет об утратах, прощенных должниках, неотвратимости наказания и усталости от жизни.

События развиваются абсолютно непредсказуемо. Автор замысловато и с юмором разукрашивает простую интригу, так что в числе ключевых “действующих лиц” набирающего темп экшена вдруг оказывается тихая домашняя собака или даже бесхозный экземпляр школьной газеты.

“Малавита” – достойный ответ тем, кто считает гангстерско-мафиозную тему в литературе и кино банальной и исчерпанной. Бенаквиста будто выжал всё лучшее из того, что было от “Крестного отца” до “Клана Сопрано”, и не опошлил, а заново открыл и оживил тему.

Бенаквиста – мастер детали, тонкого нюанса. Читая “Малавиту”, мы погружаемся в перипетии отношений между французами и американцами, наблюдаем колоритные школьные будни, а также узнаём, что, оказывается, существуют жесты, понятные только тем, кто родился к югу от Манхэттена. В этом Бенаквиста преуспевает больше, чем в постановке философских и этических проблем. Детали, о которых невозможно узнать из книг и фильмов о мафии, заставят читателя много раз припомнить итальянское происхождение автора и задаться вопросом: а не является ли модный писатель на самом деле каким-нибудь “доном Тонино”? В конце концов, главный герой “Малавиты” тоже живет во Франции и выдает себя за писателя…

Резюме: Гангстерская черная комедия, “спагетти-нуар”, “иронический боевик” – в общем-то, какая разница, как назвать изящную, остроумную и талантливую книгу?

При написании рецензии были использованы материалы: Афиша (Лев Данилкин), ГАЗЕТА.GZT.RU (Кирилл Решетников).

 

Читай также